Показываем московские здания, декор которых изображает животных

Показываем московские здания, декор которых изображает животных

Показываем московские здания, декор которых изображает животных
Показываем московские здания, декор которых изображает животных http://mosprogulka.ru/
В столице немало красивых и необычных зданий. Среди них есть и выделяющиеся своим оформлением – с притаившимися в узорах фасадов зверушками. Мы решили рассказать читателям про самые известные «звериные» дома, в орнаменте которых кошки и летучие мыши, львы, зайцы и единороги.

ЖИЛЬЕ СО ЗВЕРЯМИ
На Чистых прудах есть потрясающий жилой дом, который в народе так и называют: дом со зверями. Построен он в 1908–1909 годах по проекту архитектора Льва Кравецкого и инженера-строителя Петра Микини. Деньги на возведение здания дала Церковь – это должен был быть доходный дом при храме Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот. Построенное в начала ХХ века, здание приобрело известность благодаря уникальным барельефам фантастических животных. На фасаде можно разглядеть сов и уток, грифонов, драконов, львов, химер, необычные растения и цветы, а некоторым существам сложно даже подобрать название. Барельефы выполнены по эскизам московского художника Сергея Вашкова, ученика Виктора Васнецова – одного из признанных мастеров русского модерна. Они появились неслучайно – Вашков, будучи специалистом в области религиозного искусства, был восхищен средневековыми барельефами на стенах Дмитриевского собора города Владимира. Они-то и стали прототипом мифических существ, заселивших фасад доходного дома.

ДОМ ШИПЯЩИХ КОШЕК
Гуляя вокруг Патриарших прудов, в Козихинском переулке невозможно пройти мимо длинного четырехэтажного дома № 10, не задержав взгляда на его фасаде. В XVI–XVII веках нынешняя территория Патриков служила местом выпаса коз, отсюда и название – Козихинский. В 1902 году купец Казимир Клингсланд выкупил здесь землю и начал застраивать ее доходными домами с пяти- и шестикомнатными квартирами, доверившись вкусу архитектора Гавриила Иванова, который использовал в оформлении фасада дома № 10 элементы модерна, покрыв его лепным животным и растительным орнаментом, а также маскаронами в форме женских головок. Однако первое, что бросается в глаза из лепнины фасадов, – кошки с выгнутыми спинами, окруженные вьющимся плющом. А может, это и не кошки? Между дилетантами и специалистами идут бесконечные споры – кошки это или рыси? У последних, правда, хвосты будут покороче и уши чуть длиннее и поострее. Чтобы примирить спорщиков, некоторые специалисты предлагают считать, что это мейн-куны, неформально прозванные мини-рысями. За необычное оформление фасадов со скульптурами представителей семейства кошачьих здание получило прозвища «дом шипящих кошек» или «дом с рысью».

СИМВОЛЫ ВЛАСТИ
Лев и единорог украшают фасад здания Синодальной типографии на Никольской улице, в котором сейчас располагается Историко-архивный институт (РГГУ). Это здание хорошо знакомо многим поколениям москвичей. Первая типография в России построена в 1553 году царем Иваном Грозным. Однако двор горел несколько раз, поэтому в 1814-м на том же месте было построено новое здание, которое и сейчас украшает Никольскую. В его архитектуре использованы готические мотивы, выраженные в острых шпилях и окнах. А в центре помещены большие барельефы льва и единорога. Многие думают, что изображения царя зверей с мифическим существом отсылают к английскому гербу, но это не так. Единорог считается символом державной власти, он появлялся еще на печати Ивана Грозного, а вместе они присутствовали на царских гербах и тронах. Так что их изображение – дань уважения основателю типографии и символическое подчеркивание силы и его единоличной власти в России.

ГРИФОНЫ И ЛЬВИНЫЕ МАСКАРОНЫ
Доходный дом купца Камзолкина на проспекте Мира признан памятником архитектуры. Над зданием в разное время работали архитектор Василий Загорский и прославленный скульптор Сергей Коненков. Имел отношение к созданию облика дома и один из отцов русского модерна – Лев Кекушев. Наибольшую ценность представляет декоративное оформление его фасадов: грифоны и львиные маскароны, а также женские гермы, кариатиды и прочие многочисленные лепные элементы.

ПТИЦА СИРИН И НЕ ТОЛЬКО
Рядом с храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной находится здание, похожее на старинный терем, фасадом которого можно любоваться бесконечно, – это дом Зинаиды Перцовой. Участок под ним выкупил в 1902 году ее муж Петр Перцов – инженер путей сообщения, покровитель искусств и меценат. Он хотел построить дом, где могли бы селиться талантливые люди: с недорогими квартирами и мастерскими для живописцев. Перцов сам выбрал автора проекта и контролировал стройку. А главный художник Сергей Малютин создал около 30 композиций: изображения птицы Сирин, оленей, зайцев, зубастых щук, зайца, змей, схватку медведя и быка, растений, которые реализовал в виде мозаичных панно. Их качество было столь высоким, что они дошли в хорошем состоянии до наших дней. Дом украсили деревянной резьбой и литыми деталями. Балконы держали фантастические змеи и русалки. Трубу изготовили в виде дремлющей совы. На коньке крыши – решетка с золотыми львами, трубы – в виде филинов, а балконы поддерживают кронштейны-драконы. На верхушках крыши сидели кованые петухи. Одно из асимметричных окон украсили витражом «Въезд победителей» по эскизу Михаила Врубеля.