Показываем московские здания, декор которых изображает животных - Московская перспектива
Показываем московские здания, декор которых изображает животных

Показываем московские здания, декор которых изображает животных

Показываем московские здания, декор которых изображает животных
Показываем московские здания, декор которых изображает животных http://mosprogulka.ru/
В столице немало красивых и необычных зданий. Среди них есть и выделяющиеся своим оформлением – с притаившимися в узорах фасадов зверушками. Мы решили рассказать читателям про самые известные «звериные» дома, в орнаменте которых кошки и летучие мыши, львы, зайцы и единороги.

ЖИЛЬЕ СО ЗВЕРЯМИ
На Чистых прудах есть потрясающий жилой дом, который в народе так и называют: дом со зверями. Построен он в 1908–1909 годах по проекту архитектора Льва Кравецкого и инженера-строителя Петра Микини. Деньги на возведение здания дала Церковь – это должен был быть доходный дом при храме Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот. Построенное в начала ХХ века, здание приобрело известность благодаря уникальным барельефам фантастических животных. На фасаде можно разглядеть сов и уток, грифонов, драконов, львов, химер, необычные растения и цветы, а некоторым существам сложно даже подобрать название. Барельефы выполнены по эскизам московского художника Сергея Вашкова, ученика Виктора Васнецова – одного из признанных мастеров русского модерна. Они появились неслучайно – Вашков, будучи специалистом в области религиозного искусства, был восхищен средневековыми барельефами на стенах Дмитриевского собора города Владимира. Они-то и стали прототипом мифических существ, заселивших фасад доходного дома.

ДОМ ШИПЯЩИХ КОШЕК
Гуляя вокруг Патриарших прудов, в Козихинском переулке невозможно пройти мимо длинного четырехэтажного дома № 10, не задержав взгляда на его фасаде. В XVI–XVII веках нынешняя территория Патриков служила местом выпаса коз, отсюда и название – Козихинский. В 1902 году купец Казимир Клингсланд выкупил здесь землю и начал застраивать ее доходными домами с пяти- и шестикомнатными квартирами, доверившись вкусу архитектора Гавриила Иванова, который использовал в оформлении фасада дома № 10 элементы модерна, покрыв его лепным животным и растительным орнаментом, а также маскаронами в форме женских головок. Однако первое, что бросается в глаза из лепнины фасадов, – кошки с выгнутыми спинами, окруженные вьющимся плющом. А может, это и не кошки? Между дилетантами и специалистами идут бесконечные споры – кошки это или рыси? У последних, правда, хвосты будут покороче и уши чуть длиннее и поострее. Чтобы примирить спорщиков, некоторые специалисты предлагают считать, что это мейн-куны, неформально прозванные мини-рысями. За необычное оформление фасадов со скульптурами представителей семейства кошачьих здание получило прозвища «дом шипящих кошек» или «дом с рысью».

СИМВОЛЫ ВЛАСТИ
Лев и единорог украшают фасад здания Синодальной типографии на Никольской улице, в котором сейчас располагается Историко-архивный институт (РГГУ). Это здание хорошо знакомо многим поколениям москвичей. Первая типография в России построена в 1553 году царем Иваном Грозным. Однако двор горел несколько раз, поэтому в 1814-м на том же месте было построено новое здание, которое и сейчас украшает Никольскую. В его архитектуре использованы готические мотивы, выраженные в острых шпилях и окнах. А в центре помещены большие барельефы льва и единорога. Многие думают, что изображения царя зверей с мифическим существом отсылают к английскому гербу, но это не так. Единорог считается символом державной власти, он появлялся еще на печати Ивана Грозного, а вместе они присутствовали на царских гербах и тронах. Так что их изображение – дань уважения основателю типографии и символическое подчеркивание силы и его единоличной власти в России.

ГРИФОНЫ И ЛЬВИНЫЕ МАСКАРОНЫ
Доходный дом купца Камзолкина на проспекте Мира признан памятником архитектуры. Над зданием в разное время работали архитектор Василий Загорский и прославленный скульптор Сергей Коненков. Имел отношение к созданию облика дома и один из отцов русского модерна – Лев Кекушев. Наибольшую ценность представляет декоративное оформление его фасадов: грифоны и львиные маскароны, а также женские гермы, кариатиды и прочие многочисленные лепные элементы.

ПТИЦА СИРИН И НЕ ТОЛЬКО
Рядом с храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной находится здание, похожее на старинный терем, фасадом которого можно любоваться бесконечно, – это дом Зинаиды Перцовой. Участок под ним выкупил в 1902 году ее муж Петр Перцов – инженер путей сообщения, покровитель искусств и меценат. Он хотел построить дом, где могли бы селиться талантливые люди: с недорогими квартирами и мастерскими для живописцев. Перцов сам выбрал автора проекта и контролировал стройку. А главный художник Сергей Малютин создал около 30 композиций: изображения птицы Сирин, оленей, зайцев, зубастых щук, зайца, змей, схватку медведя и быка, растений, которые реализовал в виде мозаичных панно. Их качество было столь высоким, что они дошли в хорошем состоянии до наших дней. Дом украсили деревянной резьбой и литыми деталями. Балконы держали фантастические змеи и русалки. Трубу изготовили в виде дремлющей совы. На коньке крыши – решетка с золотыми львами, трубы – в виде филинов, а балконы поддерживают кронштейны-драконы. На верхушках крыши сидели кованые петухи. Одно из асимметричных окон украсили витражом «Въезд победителей» по эскизу Михаила Врубеля.