О планах по восстановлению и преображению культурного наследия столицы

О планах по восстановлению и преображению культурного наследия столицы

О планах по восстановлению и преображению культурного наследия столицы
О планах по восстановлению и преображению культурного наследия столицы
Встреча с любым историческим зданием – словно путешествие во времени. Реставрация в этом контексте – не просто восстановление старинных зданий, это сохранение культурного наследия, оживление ушедших эпох. Каждая каменная кладка, каждый утраченный узор на фасаде восстанавливаются с любовью и уважением к прошлому, чтобы сохранить его для будущих поколений. Реставрация – это искусство преобразить время и вернуть зданию его первоначальный величественный облик, соединив старину с современностью в едином гармоничном образе.

Известный французский архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк считал процесс реставрации возрождением завершенного состояния зданий: «Реставрировать здание – не значит его поддерживать, чинить или восстанавливать прочность, это значит восстанавливать его в законченном виде, который, возможно, никогда реально не существовал». И правда, реставрация памятника архитектуры – очень сложный процесс, и это ювелирный труд, способный продлить жизнь сооружению. По словам архитектора Надежды Даниленко, реставратор – как хороший врач – должен не только вылечить пациента, но и сделать его дальнейшую жизнь максимально комфортной. Такая работа влечет за собой огромную ответственность: важно использовать в полном объеме накопленный опыт, уникальные материалы, а также уметь принимать нестандартные решения.

Сегодня реставрационная программа в столице считается самой масштабной и впечатляющей в мире. Ведь Москва богата историей и культурным наследием, требующим постоянного ухода и восстановления. Многие старинные сооружения переделывают под современное использование, создавая в них кафе, библиотеку или музей. К примеру, одна из старейших электростанций ГЭС-2 после реставрации стала прекрасным местом для встреч, работы и отдыха. Таким образом, сейчас восстанавливается все, что хранит дух прошлого, сочетая в себе современное предназначение и историю. Этот опыт стараются перенимать и в других городах мира.

Кстати говоря, за последние 13 лет в Москве отреставрировано больше 2 тысяч объектов культурного наследия. Например, в прошлом году завершилось восстановление 220 исторических объектов. А в текущем в работе находятся более 500 архитектурных памятников, в их числе исторические павильоны № 6 «Химия» и № 67 «Советская печать» на ВДНХ, Спасо-Преображенский собор Новоспасского монастыря на Крестьянской площади, церковь Вознесения Господня в музее-заповеднике «Коломенское» и многие другие. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, на проведение различных работ уже выдано 132 разрешения. Более 80 важнейших архитектурных объектов будут отреставрированы.

Реставрация – это непростой, но в то же время интересный процесс. Вначале специалисты знакомятся с объектом, изучают конструкции и интерьер, делают предварительное заключение. Далее уже искусствоведы внимательно исследуют и подмечают каждую необычную деталь. И конечно, проводится обмер здания. Затем команда создает проект реставрации, который чуть позже презентует заказчику. После нескольких согласований начинается масштабная работа на объекте. Одной из трудоемких задач реставрации является выбор материалов и подбор уникального оттенка краски для восстановления первоначального облика сооружения. Реставраторы изучают старинные технологии, анализируют составы красок и штукатурки, чтобы достичь максимальной близости к оригиналу. Например, со многими пигментами сейчас уже не работают, так как они опасны. Старые краски со временем деструктируют, а при реставрации главная цель – воссоздать облик, нежели химический состав. Поэтому проводится масштабная технологическая работа по поиску цвета, который будет долговечным. Так воскрешается здание, чтобы вновь рассказать свою историю в ярких красках.

Восстановление архитектурных объектов часто становится настоящим археологическим приключением. Под слоями старой краски и штукатурки часто скрываются не только утраченные детали декора, но и уникальные артефакты. Реставраторы обнаруживают забытые фрески, надписи, архитектурные детали, которые рассказывают о жизни и культуре тех времен.
Так, в Институте стран Азии и Африки на Моховой специалисты разобрали аварийную кирпичную печь и обнаружили арочный проем с росписью и колоннами. А в трехэтажном доме № 33 в Староконюшенном переулке во время капремонта заметили потолочную живопись в подъезде, о которой до этого момента не знали. В Доме Наркомфина в ходе масштабной реставрации в 2020-м был найден уникальный материал – ксилолит, используемый для покрытия полов, ступеней и лестниц. При подготовке к реставрации павильона № 64 «Оптика» на ВДНХ специалисты обнаружили за фальшстеной горельеф «Праздничный Ленинград». А еще в основании купола павильона № 34 «Космос» обнаружили 26 гербов, которые сейчас украшают здание. Подобных находок масса, поэтому часто проводят выставки, на которых представлены эти уникальные артефакты.