Один из старейших московских архитекторов рассказал, как его семья повлияла на облик столицы

Один из старейших московских архитекторов рассказал, как его семья повлияла на облик столицы

Один из старейших московских архитекторов рассказал, как его семья повлияла на облик столицы
Один из старейших московских архитекторов рассказал, как его семья повлияла на облик столицы
В феврале Андрею Ивановичу Таранову исполнилось 83 года. Эта фамилия интересным образом вплетена в городской ландшафт. Его родители спроектировали 15 московских станций, включая станцию первой очереди метро – «Сокольники». Супруга архитектора, Ольга Бармаш, вместе с коллегой Ингой Абаевой разработали авторскую методику обучения детей архитектуре и творчеству и открыли легендарную «СТудию АРхитектурного Творчества». Это тот самый «СТАРТ», где сделали первые шаги к профессии сотни будущих архитекторов. Сам Андрей Иванович проектировал городские кварталы, а его визитной карточкой стал Инженерный корпус метро, в который интегрирована радиальная станция «Проспект Мира».

В том, что беседа выйдет за рамки официально протокольной, стало очевидно еще при согласовании времени интервью. Архитектор живет на Патриарших прудах и, диктуя адрес, загадал ребус: сказал, сколько шагов от скамейки Воланда до подъезда.
Разлив кофе в чашечки из тончайшего дореволюционного фарфора фабрики Гарднера, с улыбкой предупредив супругу, что «Оленька, в слуховом аппарате садится батарейка, пожалуйста, обо мне говорим только хорошее», мастер начал четырехчасовой рассказ.

В МОСКВУ!
Столичная страница в истории семьи Тарановых началась с того, что харьковского инженера Павла Роттерта срочно вызвали в Москву. За плечами этого специалиста были такие гиганты, как Днепрогэс и Днепрострой. В Москве ему предложили возглавить стройку века – метро. Дав согласие, будущий «отец Метростроя», как прозвали Роттерта, перевез в столицу команду из двенадцати коллег, среди которых были Виктор Андреев, Борис Примак, Яков Лихтенберг и отец сегодняшнего героя –
молодой архитектор Иван Таранов.

«Папа, незадолго до этого окончивший институт, был принят на работу 30 декабря 1930 года. Его зачислили в «Метропроект», организованный при «Метрострое», а главным архитектором «Метростроя» стал папин институтский наставник Самуил Кравец. Среди студентов папа был его любимчиком. Сотрудничество и наставничество переросло в дружбу на всю жизнь. В начале тридцатых Самуил Миронович на полгода уехал в Америку перенимать опыт. Папа, ставший его замом, остался «на хозяйстве». В этой же организации папа встретил будущую жену и мою маму, Надежду Быкову, их первым совместным проектом стали «Сокольники», – вспоминает Андрей Иванович.

СОСЕДИ И КОЛЛЕГИ
Тарановы более полувека прожили в доме на углу Большой Садовой и Малой Бронной. Двухэтажную надстройку к этому зданию, где потом разместились архитекторы-метростроевцы, проектировал сам Иван Таранов. В соседях были и Самуил Кравец, и Павел Роттерт, и еще десяток коллег. В этой удивительной профессионально-соседской архитектурной среде и рос сын Тарановых. Папа с детства максимально вовлекал его в свою деятельность. «Первым объектом отца, на который он меня привел, как только я подрос, была «Белорусская»-кольцевая. В МАрхИ первой поступила моя старшая сестра, и, глядя на то, как наша квартира набивается ее однокашниками, я понял, что хочу учиться в такой же атмосфере», – вспоминает Андрей Иванович.

ПРИМЕР ОТЦА
Старший Таранов был трудоголиком: вздремнув после рабочего дня, снова садился за чертежи, спать уходил не раньше двух ночи. «У него был большой рабочий стол, за которым я и делал уроки. Выдвигался ящик, на него клали чертежную доску – это было моим рабочим местом. Папа работал рядом. За несколько лет он мне рассказал всю историю архитектуры, я знал все знаковые постройки и их хронологию, все названия элементов и имена великих мастеров. Он меня сильно подковал. Этот багаж позволял выезжать на экзаменах в институте», – вспоминает Андрей Иванович.

Привычка работать бок о бок привела к тому, что однажды, уже студентом, глянув через отцовское плечо на проект вестибюля станции «Проспект Вернадского», Андрей заметил, что видит в наброске перекличку с проектами немецкого архитектора Людвига Мис ван дер Роэ, основоположника школы Баухаус. Отец, достав остро отточенный карандаш и пару чистых листов, заинтересованно уступил место сыну за чертежной доской.

«Мы стали «крутить» чертежи с этой точки зрения. В какой-то момент папа сказал: «Действуй!» Попутно рассказал об ограничениях в ландшафте и материалах. Чертил я сам, папа периодически отмечал, что «вот это ничего, похоже на правду». Напрямую он редко хвалил. «Похоже на правду» было высшей похвалой. В документах стоит папина фамилия, но я с энтузиазмом выполнил очень большой объем. Получился легкий, полный света павильон с бюстом Вернадского. В лужковский период его снесли, чтобы построить универмаг», – рассказывает архитектор Таранов.

ПУСТИЛ ПОД НОЖ ГУМ
Окрыленный первой победой, при подготовке диплома выпускник действовал смело. «Диплом у меня был аховый: ради музея к 50-летию советской власти я «снес» ГУМ. Ось Театральной площади и Большого театра аккурат попадает на маковку собора Василия Блаженного. На месте ГУМа я поставил треугольник, отвечающий всем осям, изменил Никольскую улицу, сделав мощный вход со стороны Театральной площади. Мой профессор, видя этот ужас, отказался от кураторства. Сказал, что я непозволительно дерзок, что ГУМ сносить нельзя, это каинова печать на теле Москвы. Но я был молод и задирист, диплом сдал без научного руководителя. Проект был, конечно, наивный. Но защитил я его с помпой», – рассказывает архитектор.

ВЕЛИКИЕ УЧИТЕЛЯ
С первым местом работы молодому архитектору повезло. Он попал в ГИПРОВУЗ в мастерскую к заслуженному архитектору Евгению Рыбицкому, который еще приходил в себя после лишения его Сталинской премии за архитектуру жилого дома № 46-48 на улице Чкалова. Здание стало показательной жертвой при исполнении постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» и получило прозвище «репрессированный дом». Попавший в опалу архитектор подключил молодого коллегу к проектированию. «В мастерскую пришел заказ – Севастопольский приборостроительный институт. Рыбицкий предложил мне и еще троим молодым архитекторам этот проект. Совместно мы выполнили проект в духе Марселя Брёйера. Это был шестиэтажный трилистник, живописно раскинутый на берегу моря. Вокруг размещались аудиторный блок, актовый зал, ректорат и библиотека. Для презентации сделали макет размером с два стола. И он в итоге построен ровно так, как мы и задумали», – вспоминает Таранов.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Повезло нашему герою и со вторым местом работы: 16 лет архитектор отдал «Моспроекту». «Я попал в объектовую мастерскую. Быстро вырос до ГАПа, у нас была отличная бригада из однокашников. Объекты шли валом, индивидуальные и интересные. Любимым объектом того времени считаю Пресненские бани с круглым окном», – вспоминает архитектор. В этот период его творческая судьба удивительно переплелась с отцовской. Одновременно со станцией «Белорусская» Таранов-старший проектировал Управление метрополитена. Предполагалось, что оно двухэтажной аркадой пройдет от Грузинского Вала до Белорусского вокзала. Но идею реализовали фрагментарно: построенный вестибюль – «осколок» большой архитектурной темы.

В итоге Инженерный корпус метро построил Таранов-младший. Объект ему передали случайно, спустя 30 лет.
«Я тогда работал под началом Владимира Гинзбурга. И застал, как он спорил с коллегой, – заказчик был сложный, проект нетипичный, очень непростые коммуникации. И коллега никак не «загорался» этой идеей. А я, наоборот, едва глянул, у меня сразу «щелкнуло». И заказ передали мне», – вспоминает Андрей Таранов. Предназначение здания – центральная диспетчеризация работы метро. Предполагалось, что корпус напичкают мощными, огромными, размером с холодильник, компьютерами, под которые нужна такая же мощнейшая вентиляция.

«Там были две вентиляционные шахты размером 7,5 на 3,2 метра и много узких дополнительных. Предполагалось установить сильнейшие по тем временам кондиционеры. Проект был сложен по инженерной части. Срок был трудновыполнимый, но нам с коллегой Василием Овчинниковым очень хотелось в отпуск. И мы управились за сорок дней», – вспоминает архитектор.
Фасад архитектор оформил очень нетипично: облицевал окна панелями из белого бетона. По иронии судьбы после сдачи объекта вышло постановление о модернизации компьютерного оснащения, и сложной системе вентиляции так и не удалось поработать на полную мощь.

ВСЕ ПО-НОВОМУ
Самым непростым объектом архитектор считает Филатовскую детскую больницу. «Полгода я просто изучал технологию, учился правильно разводить потоки», – признается Таранов. В Филатовке многое делалось по наитию: впервые была изменена предельная этажность детских лечебных учреждений, впервые одну из лестниц заменили пандусом, а для лифтов применили тройное шлюзование с системой дымоудаления из последней камеры лифтовой шахты и независимой автоматизацией. Многое из тех идей позднее вошло в стандарты при строительстве медицинских зданий. Сам архитектор относит этот объект к числу самых любимых.

Есть у собеседника и «кладбище идей», но это, по мнению Андрея Ивановича, «нормальные издержки профессии». Жалеет мастер лишь о паре нереализованных задумок: госпитале для персональных пенсионеров в Царицыно и квартале высотных «свечек» на улице Саляма Адиля. В девяностые, уйдя в «свободное плавание», Таранов открыл свою мастерскую. Одним из первых заказов стал проект застройки экспериментального района Куркино. Однако Андрей Иванович честно признает, что все это время скучал по размаху и разнообразию объектов «Моспроекта».

О том, что Андрей Таранов с супругой Ольгой Бармаш, как в свое время старшее поколение семьи, реализовались в профессии на все сто, говорит то, что дочери – Александра и Ксения Тарановы – тоже стали архитекторами. Недавно архитектурную школу окончила и внучка Маша. Если вести отсчет с даты поступления Ивана Георгиевича в художественное училище, то в прошлом году династия Тарановых отметила столетие в профессии.