Подмостки. Вечер. Вдохновенье

Подмостки. Вечер. Вдохновенье

Подмостки. Вечер. Вдохновенье
Подмостки. Вечер. Вдохновенье
Лет 100 назад в мире искусства не утихали споры о судьбе театра. Многие тогда были убеждены – его дни сочтены, он падет под натиском кинематографа. Ответом на этот вопрос можно считать Москву нашего времени, где театров больше, чем кинотеатров, а билеты на премьеру достаются лишь настоящим везунчикам. Это означает только одно – столичные труппы находятся в хорошей форме. Впрочем, то же самое можно сказать и о зданиях театров.

По данным социологов, возведение новых зданий театров, концертных залов, арт-пространств и галерей способствует повышению качества жизни и комфорта в городе. Именно это сейчас и происходит: результаты независимого исследования компании BCG показали, что за последние годы число культурных объектов в Москве увеличилось на 26%. Рост этого показателя зафиксирован в 90% районов города. Согласно Адресной инвестиционной программе (АИП) в период 2023 – 2025 годов будут построены и реконструированны 30 объектов культуры.

В ДЫМЧАТО-СИНИХ ТОНАХ
Как правило, модернизация затрагивает зрительские и сценические пространства, обеспечивает новые возможности постановочного процесса, а также выявляет интересные особенности самих объектов. Яркий пример – Театр на Бронной. Его поклонники, оказавшись в обновленном помещении после двухлетней реконструкции, не могли сдержать эмоций. Заместитель министра культуры РФ Алла Манилова призналась, что посещала театр десятки лет, но никогда не видела его таким. Исторический цвет зала – дымчато-синий. После реконструкции он снова присутствует в интерьерах. Многие элементы декора побывали в реставрационных мастерских – например, латунная люстра главного зала, – восстановлена лепнина потолка, которая до этого была скрыта под толстыми слоями штукатурки. Модернизирована и технологическая часть театра. Теперь акустические и осветительные системы соответствуют самым последним техническим решениям. Особую гордость представляют проекционные возможности. Благодаря им можно создать любой фоновый видеоряд, что, по мнению многих режиссеров, позволяет «осовременивать» любую классическую пьесу. В ходе работ потребовалось усилить конструктивную часть сценического пространства: вес самых разных приспособлений, работающих теперь на сцене, составляет несколько тонн. В здании появился лифт для маломобильных посетителей, а вместо обычных касс заработали электронные терминалы.

ДОМ КУПЦА ВАРГИНА
В отношении скорости, масштаба и степени сложности образцом реконструкции можно назвать Государственный академический Малый театр (ГАМТ), считающийся колыбелью русской драматической школы. Проблемы с этой площадкой возникали на всем протяжении ее существования, то есть с 1824 года. Именно тогда в дом купца Варгина, построенного по проекту Осипа Бове, переехала самодеятельная труппа актеров из Московского университета. Место было престижное – чего стоило одно лишь соседство с Большим. Однако фундамент здания периодически вымывала река Неглинка. Решить эту проблему удалось лишь в 2014 году: за счет возведения джет-свай и бетонной плиты объект защитили от грунтовых вод. Кроме того, в ходе реконструкции были проведены работы по укреплению стен, фундамента и крыши, углублению подвалов, полной замене инженерных сетей, перепланировке рабочего пространства, реставрации зрительного зала. Реконструкция завершилась в 2016-м ярким финалом –
спектаклем «Горе от ума», одну из главных ролей в котором сыграл худрук ГАМТ Юрий Соломин.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ ПОД ЗВЕЗДАМИ
Одним из самых стильных и популярных считается «Электротеатр Станиславский». Расположенный в старом доходном доме на Тверской, он был известен в начале прошлого века как место, где шли репетиции одной из первых студий Станиславского. Сегодня эта площадка стала воплощением модных дизайнерских решений. Обновлен объект и технически. Если раньше весь реквизит приходилось перемещать вручную, то теперь для этого установлено специальное грузовое оборудование. Помимо гримерных и подсобных помещений появилась Малая сцена. Летом ее можно делать открытой, поднимая трансформируемый навесной потолок и превращая звездное небо в главную декорацию спектакля.

КИНОТЕАТРЪ «КОЛИЗЕЙ»
Трансформируемые пространства, в частности, сценические – один из модных трендов реконструкции театров. Так, в «Современнике» после масштабного процесса реконструкции в 2018 году появились новая сцена-трансформер и две подъемно-опускные площадки. Современная техническая начинка отнюдь не мешает подчерк-
нуть историзм объектов и воссоздать наиболее интересные элементы их архитектурного оформления. В том же «Современнике» восстановленные лепнина и карнизы здания подчеркнуты интересной подсветкой. Вход в здание, спроектированное в 1913 году, украшает надпись «Кинотеатръ «Колизей».

ИММЕРСИВНЫЕ СПЕКТАКЛИ И ШЕДЕВР КОНСТРУКТИВИЗМА
Сейчас в ходе реконструкции в столице находятся «Сатирикон», Театр эстрады, Музыкальный театр имени Н.И. Сац и другие. Театр эстрады, возведенный по проекту знаменитого архитектора Бориса Иофана в 1928–1931 годах, переживает масштабное обновление, начатое в 2020 году. В настоящее время оно близится к завершению. Более существенные метаморфозы связаны с «Сатириконом» – в результате реконструкции его площадь увеличится почти вдвое. Во дворе театра постоят восьмиэтажное здание, в котором будут работать цеха для производства декораций и костюмов, разместятся репетиционные помещения. Также в театре откроются музей Аркадия Райкина и гостиница.

В Детском музыкальном театре имени Н.И. Сац в результате реконструкции в главном зале появится сцена-трансформер. Пространство сцены увеличится за счет трансформации первых рядов и уменьшения числа зрительских мест. Зато расширится оркестровая яма. Кроме того, улучшится акустика: строители заменят старую облицовку стен, выполненную с применением ракушечника, который гасит звуки. Пока встречи со зрителями проходят в Малом зале и пространствах фойе: здание выручают огромные площади, где сегодня демонстрируют даже иммерсивные спектакли, в ходе которых публика перемещается вслед за актерами.

Теги: #