Рассказываем об актуальных вопросах развития ЮАО

Василий Витальевич, расскажите о реализации госпрограммы «Градостроительная политика» в округе – какими результатами может похвастаться ЮАО?
– Наш округ самый большой в Москве и по числу жителей, и по плотности населения. Здесь сосредоточено немало различных предприятий, большая часть из которых переформатирована с учетом современных реалий, а остальные либо прекратили свое существование, либо выведены за границы города. Поскольку градостроительная политика столичного руководства направлена на рациональное использование бывших производственных площадей, на этих территориях реализуются масштабные и комфортные проекты, связанные со строительством современного жилья, с появлением новых рабочих мест, с созданием необходимой инфраструктуры. Изменения также учитывают предпочтения жителей округа в части досуга и развлечений. Если раньше достаточно было иметь в шаговой доступности торговый центр с минимальным набором возможностей –
продукты, одежда, кино, – то сегодня актуальны более разнообразные способы времяпрепровождения с упором на спорт, культуру, пополнение «багажа» знаний и эмоции, включая выставки, концерты, фестивали. Плюс наш округ занимает первое место в городе по числу школ, детских садов и поликлиник.
Сколько на юге столицы пятиэтажек, которые пойдут под снос в рамках программы реновации? Как реализуется ее первый этап и какие районы в числе лидеров?
– В ЮАО в программу реновации жилищного фонда включены 378 домов с населением свыше 81 тыс. человек и общей площадью квартир около 1,3 млн кв метров. Все, за исключением 24 зданий, представляющих историческую и архитектурную ценность, после расселения пойдут под снос. Что же касается темпов программы, то с начала ее реализации расселены 50 домов, 30 из которых уже снесены и пять попали в число реконструируемых-реставрируемых. Ну а в лидерах районы Царицыно, Даниловский, Чертаново Южное, Бирюлево Западное и Москворечье-Сабурово, где первый этап переселения уже завершается.
Сколько в округе стартовых площадок под новое строительство?
– На сегодняшний день утверждены 62 площадки. Понятно, что этот перечень не является окончательным и число территорий для стартового строительства будет увеличиваться. В округе уже введены в эксплуатацию 25 домов-новостроек, рассчитанных в общей сложности на 5,1 тыс. квартир. В строительстве находятся еще 16 стартовых домов на 3,4 тыс. квартир.
Для ускорения реализации программы реновации мы ведем подбор дополнительных участков, в том числе в зонах КРТ (комплексного развития территорий).
Что представляет собой расселяемое жилье?
– Это дома с количеством этажей не более девяти, построенные по типовым проектам в период с 1957 по 1968 год. Они расположены в 10 из 16 районов нашего округа. Больше всего их в Царицыно – 141 здание.
В настоящее время в ЮАО расселяется 21 дом. Их жильцам предоставляют новые квартиры, жилая площадь которых не меньше, чем в отселяемых, а общая на 25–30% больше. Это квартиры с улучшенной отделкой, полностью отвечающее стандартам программы реновации.
Как в ЮАО обстоят дела с возведением объектов социальной инфраструктуры, спорта, образования, медицины, появление которых особенно волнует москвичей?
– В связи с массовой жилой застройкой округа в последние годы высокими темпами возводятся объекты социальной инфраструктуры. Только за последние три года введены в эксплуатацию 28 зданий. Среди них 19 объектов – образования, четыре – здравоохранения, включая корпус Научно-исследовательского института пульмонологии с поликлиникой для оказания медицинской помощи соматическим больным, подвергшимся радиационному воздействию на радиационно-опасных производствах, и пять объектов физкультуры и спорта.
Есть ли в округе проблемные объекты?
– Глобальные проблемы как таковые в округе отсутствуют. Объектом, вызывающим озабоченность, является жилой комплекс «Царицыно» в районе Бирюлево-Восточное, строительство которого начинал Московский комбинат хлебопродуктов, ныне –
банкрот. Правительство Москвы взяло на себя обязательства по завершению строительства комплекса и в целом успешно их выполняет. Всего же за счет регулярной работы с застройщиками, направленной на завершение строительства объектов долгостроя или их демонтаж, за последние 10 лет нам удалось сократить их количество с 41 до 23.
Как реализуется программа освоения бывших промышленных территорий?
– Дело в том, что ЮАО является лидером по объему депрессивных промышленных и производственных зон в столице. Но благодаря введению механизма комплексного развития территорий как вида градостроительной деятельности у округа появилась возможность по их обновлению и развитию. Среди них и такие крупные, как «Чертаново 65», «Красный строитель», «Ленино». Эти площадки либо уже динамично развиваются, либо имеют хорошие перспективы. Ну а на бывшей территории ЗИЛа реализуется самый масштабный не только в Москве, но и в России проект реорганизации промзоны. Здесь на огромных депрессивных площадях строится «город в городе».
Насколько активно развивается территория ЗИЛа?
– Реорганизация территории АМО «ЗИЛ» предполагает комплексную реконструкцию и возведение почти 8 млн кв. метров объектов недвижимости. В результате появится современная зона, комфортная для проживания, работы и отдыха москвичей, к тому же обеспеченная социальной и транспортной инфраструктурой, с благоустроенной территорией и с красивой набережной вдоль Москвы-реки. Будет организована еще одна транспортная связь – между ТТК (Третьим транспортным кольцом), Нагатинской набережной и проспектом Андропова. Завершится формирование набережных Москвы-реки вдоль территории ЗИЛа – от Таганского района до района Печатников, – что позволит значительно снизить транспортную нагрузку на ТТК, Варшавское шоссе и проспект Андропова, а также создать комфортную прогулочную территорию.
Как в округе развивается дорожно-транспортная инфраструктура? Каков эффект от пуска построенных участков Южной рокады?
– Основной упор сейчас делается на возведение МСД (Московского скоростного диаметра), строительство которого планируется завершить к лету 2024 года. В настоящее время введены в эксплуатацию участок от Каширского шоссе до Ступинского проезда протяженностью около 20 км и участок от Курьяновского бульвара до улицы Кантемировской, включая мостовой переход через Москву-реку и многоуровневую транспортную развязку с Каширским шоссе. Открыта реконструированная развязка на пересечении Липецкой улицы и МКАД. Завершается строительство участка Южной рокады от улицы Каспийской до 1-го Котляковского переулка длиной 9,5 километра. Приступили к строительству 7-го участка ЮВХ (Юго-Восточной хорды) вдоль улицы Каспийской – от Кантемировской улицы до Павелецкого направления МЖД (Московской железной дороги).
Результат столь активного строительства объектов улично-дорожной сети – разгрузка основных магистралей за счет увеличения их пропускной способности, улучшение транспортной доступности районов округа и обеспечение связи МСД с ТТК и МКАД. В частности, если раньше маршрут от пересечения Варшавского шоссе с Балаклавским проспектом до пересечения Кантемировской улицы с Пролетарским проспектом через МКАД составлял 20 км, а через Коломенский проезд – 7 км, то введенный участок Южной рокады сократил этот путь до двух километров.
Какова ситуация со строительством Бирюлевской линии метро – что делается и каковы ближайшие планы?
– О том, что Бирюлевскую линию метро наконец-то построят, москвичи с надеждой ожидают больше полувека. Будущая ветка соединит центральные районы Москвы с Бирюлево Восточным и Бирюлево Западным, что значительно изменит в лучшую сторону их транспортную доступность. С нее также будут возможны пересадки на Троицкую, Замоскворецкую и Большую кольцевую линии. Она включает в себя 10 станций. По всем объектам ведутся подготовительные работы, а на станции «Кленовый бульвар» приступили к выносу инженерных сетей.