Разделение забором на своих и чужих – иллюзия

Разделение забором на своих и чужих – иллюзия

Разделение забором на своих и чужих – иллюзия
Разделение забором на своих и чужих – иллюзия
В современной Москве в урбанистике и в головах жителей параллельно уживаются две противоречивые тенденции: создать обособленный и безопасный мир вокруг себя в виде закрытого двора и одновременно жить полной жизнью горожанина, пользуясь всеми прелестями столицы буквально возле дома.

Как соотносятся тенденции закрытых пространств и открытого города, какие тренды в организации придомовых территорий популярны в России и мире и станет ли Москва в будущем городом заборов или открытым мегаполисом – об этом корреспондент «Московской перспективы» поговорил с деканом факультета урбанистики и городского хозяйства Московского политехнического университета, кандидатом технических наук Кириллом Лушиным.

Какие тенденции организации дворового пространства сейчас актуальны в мире? Что из этого реализуется в России или у нас что-то свое?
– В мире существуют различные тенденции организации дворового пространства. Где-то до сих пор принято жить в хорошо укрепленном доме за высоким забором, а где-то прямо на оживленную улицу выходят окна квартир на высоте человеческого роста. Где-то не запирают двери, а где-то нет балконов, не защищенных стальными решетками. В ряде регионов России сейчас идет бурное строительство, архитекторы и проектировщики ищут новые формы организации пространства. Что-то заимствуют из зарубежного опыта, но часто пытаются искать собственные пути. Иногда – вынужденно. Например, закрытие проездов шлагбаумами для дворов вблизи станций метрополитена становится едва ли не единственным способом обеспечить порядок на своей территории.

Тренд на обособленное пространство, популярный среди жителей элитных домов в 1990-е годы и в начале 2000-х, в последние годы становится все более распространенным (шлагбаумы, заборы во дворах). Так ли это и с чем связано?
– Единой тенденции в этом вопросе все-таки нет. Безусловно, обеспечение тишины, приватности и доступных парковочных мест – это важный фактор при создании уюта, безопасности и удобства проживания. Также жители современных жилых комплексов уже привыкли к магазинам и сервисам в шаговой доступности, которые располагаются, как правило, на нижних этажах жилых зданий. Однако, например, салонам красоты или аптекам невыгодно работать с ограниченной аудиторией, для них важен поток посетителей, а закрытие территории его полностью отсекает.

А разве заборы в старых домах и закрытые дворы в новых ЖК не способствуют жесткому сегментированию застройки и атомизации горожан? В то же время в последнее время много говорится о едином городском пространстве. Ведь одно противоречит другому. Как соотносятся эти тенденции?
– В любом сообществе возникают различающиеся проявления, причем иногда весьма противоречивые.
С одной стороны, закрытые от случайных прохожих пространства создают изолированную среду обитания, в которой выше уровень спокойствия и взаимного доверия. Ведь если человек находится на территории, во дворе или в вестибюле дома, это значит, что он свой, местный. С другой стороны, возведение преград, заборов, ворот и шлагбаумов возводит «барьеры» между людьми. Некоторые руководствуются пониманием: если есть свои, то есть и чужие. Чужими кажутся те, кто находится за забором. Особенно остро это ощущается в местах, где соседствуют территории, сильно различающиеся по режиму доступа.

В чем плюсы и минусы огороженных дворов с точки зрения урбанистики и социологии?
– Результаты исследований и житейский опыт подтверждают, что там, где мало открытых общих пространств, люди ведут менее подвижный образ жизни, переживают меньше ярких впечатлений и меньше общаются. Одновременно с этим внутри закрытых территорий больше шансов на зарождение сплоченного локального сообщества, местного самоуправления, более ответственного отношения не только к своей собственности, но и к общедомовому имуществу.

С помощью чего огороженную территорию можно интегрировать в городскую среду? И вообще, это возможно? Ведь ни уличные кафе, ни магазины открывать в закрытых дворах невыгодно.
– Создание среды обитания человека – это не только технология, но и искусство. Известно множество приемов оптимизации пространства: от прокладки пешеходных дорожек только после того, как жители сами протопчут себе тропинки по наиболее удобным маршрутам, до поиска оптимального расположения объектов на территории при помощи компьютерного моделирования с многократными итерациями и обучением нейронных сетей для решения соответствующих задач.
Можно варьировать как размер закрытой территории, так и геометрию участка и его расположение относительно объектов природной и городской среды. Почти всегда выигрывают варианты с двойной ориентацией здания, когда есть фронтальный фасад, ориентированный во внешнюю среду и доступный прямо с тротуара, и есть закрытый задний дворик, где не бывает случайных прохожих. Очень популярны так называемые дворы без машин, когда транспорт сразу оказывается в подземном пространстве под домом. Иногда удается сделать приватное пространство на кровле стилобатной части. В этом случае от случайных визитеров территория защищена не забором, а естественным разделением плоскостей по высоте. Внешний наблюдатель просто не видит и не знает, что какая-то часть двора ему недоступна. При проектировании важно учесть взаимное расстояние между точками интереса жильцов и маршрутами пешего движения, постараться избежать пересечения потоков, движущихся с разной скоростью, например, велосипедов и автомобилей.

Сторонники закрытых дворов часто ссылаются на безопасность и чистоту, которая якобы невозможна в открытом дворе. Так ли это?
– Разделение забором на своих и чужих – иллюзия. И там и там – одни и те же люди, единое городское сообщество. Если люди терпимы к беспорядку, они не станут делать различий между приватным и общим пространством.
Не следует путать и ощущение безопасности с фактом ее реальной обеспеченности. Помимо оцениваемых рисков имеет значение и доступность помощи. Например, больше шансов получить помощь или спасение на оживленной пешеходной улице, нежели на закрытом ото всех паркинге.

Какой вариант организации двора, на ваш взгляд, идеален?
– Лучший вариант будет свой для каждого объекта, найти универсальное решение не получится. Каждым двором надо заниматься индивидуально. Даже проверенные и успешные решения нужно применять вдумчиво, тщательно прорабатывая как на этапе проектирования, так и в ходе эксплуатации. Если практика показывает, что лучше было сделать по-другому, нужно не бояться это признать и иметь запас сил и средств на грамотную доработку проекта с учетом опыта его использования.

Какой подход в итоге победит? Через 10 лет Москва и другие города будут состоять сплошь из закрытых дворов, станут более востребованы дворы старого типа или будет некий средний вариант?
– Мы вряд ли угадаем будущее, но можем отметить видимые тенденции. Возможно, во дворах станет меньше машин, а в подземных паркингах появятся розетки у каждого машино-места. Хотя машину уже и не нужно будет хранить в шаговой доступности, она – когда надо – приедет за вами сама. Все это позволит по-новому использовать пространство дворов.
Жители построенных в наши дни жилых комплексов станут старше, у них вырастут дети, детские площадки в полдвора перестанут быть достоинством объекта недвижимости. На их место придут спортивные площадки, например. Почтовые ящики в вестибюлях заменят постаматами, в том числе с охлаждаемыми камерами. Из дворов в подземное пространство спрячутся мусорные контейнеры – это сделает территорию опрятнее и просторнее. Какие бы инновации ни приходили в нашу жизнь, нужно быть готовыми принять их и направить на то, чтобы сделать наши города лучше и комфортнее для жизни.