Руководитель Института Генплана города Татьяна Гук – о мероприятии «Перспектива»

Руководитель Института Генплана города Татьяна Гук – о мероприятии «Перспектива»

Руководитель Института Генплана города Татьяна Гук – о мероприятии «Перспектива»
Руководитель Института Генплана города Татьяна Гук – о мероприятии «Перспектива»
Манифестом XXVIII Международной выставки-форума архитектуры и дизайна АРХ Москва в этом году является определение «Перспектива». Мероприятие, адресованное градостроителям, как ни странно, привлекает большое число обычных москвичей и представителей регионов. Мыслями о том, как можно оценивать значимость форума и его экспозиций, поделилась руководитель Института Генплана города Татьяна Гук.

Татьяна Николаевна, как вы для себя оцениваете роль и значимость выставки АРХ Москва?
– АРХ Москва – одно из немногих архитектурных мероприятий, проводимых профессионалами для профессионалов.
И главная ценность выставки в том, что ее организаторам из года в год удается поддерживать интерес к этой площадке такой непростой аудитории.

Именно поэтому приходить на выставку интересно. Здесь можно встретить коллег из проектных институтов и архитектурных бюро, обменяться новостями, мнениями, идеями. Такой узкий формат общения «для своих» нужен любой сфере, и архитектура не исключение.

Манифест выставки определен понятием «Перспектива». В программе обозначена задача заглянуть даже не в завтрашний, а послезавтрашний день. Как вы это оцениваете? Нужно ли пытаться смотреть за горизонт, учитывая события последних лет – пандемию, санкции и прочее?
– Сейчас модно говорить, что планировать тяжело даже то, что будет завтра. Но я считаю, что планировать нужно в любом случае. Если не ставить цели и не прогнозировать результаты, то ни к какому результату точно прийти не получится.
Мы проводили в институте форсайт «Москва-2050» и поняли, что есть тренды, которые неподвластны обстоятельствам. Например, нельзя остановить развитие технологий и все изменения в обществе, в образе мышления людей, которые неизбежно следуют за этим. Мы понимаем, что руководство города задает тренд на комфортную среду. Благодаря этому Москва становится все более привлекательной, поэтому люди будут ехать сюда. А на увеличение числа жителей нужно отвечать адекватными градостроительными решениями. Если такие вещи не замечать, есть риск столкнуться с проблемами, которые легко можно было бы предотвратить.

Какие городские проекты вы на сто процентов относите к проектам будущего по качеству, амбициозности и размаху?
– Я думаю, таковыми можно смело называть все московские проекты, связанные с рельсовым транспортом: МЦК, МЦД и БКЛ. Они сложные с технической точки зрения и действительно сделаны с прицелом на будущее. К тому же реализованы с пристальным вниманием к потребностям жителей города, я имею в виду единые проездные, удобные пересадки, доступную среду для людей с инвалидностью, возможности для перевозки велосипедов в вагонах наземного метро.

Будущее архитектуры и проектирования – в индивидуальном подходе. Поэтому мы прорабатываем множество сценариев взаимодействия жителей со средой. Даже если проект разрабатывается для миллионов людей одновременно, каждый должен чувствовать, что о нем позаботились. Вот здесь для меня сделали велопарковку, а вот здесь – USB-зарядку. Возможностью поучаствовать в таких проектах, которую нам дают коллеги из Москомархитектуры, наши специалисты по праву гордятся.

Какие задачи стоят перед отраслью сейчас?
– За последние годы отечественная архитектура и градостроительство вышли на принципиально новый уровень. Нам удавалось не только перенимать и адаптировать лучшие решения мировой практики, но и на базе этих идей создавать собственные яркие проекты.

Мы очень сильно продвинулись в области подходов к формированию качественной среды. Значительные успехи видим
в градостроительной документации.

Повысилась значимость и появилось понимание необходимости таких документов, как мастер-план: только за последние несколько лет наш институт разработал около шести таких документов и еще несколько готовятся к сдаче.

Сейчас должен наступить период систематизации накопленных знаний. Недостаточно просто сказать, что это хороший проект. Нужно понять, почему именно он хороший, зафиксировать результаты и подходы в виде методических рекомендаций или даже законодательных актов.

Например, в институте мы долгое время по заказу Москомархитектуры разрабатывали методику оценки пассажиропотоков для рельсового транспорта. Она необходима, чтобы каждый пассажир чувствовал себя комфортно на станциях, перронах, чтобы принимать устойчивые решения.

Будущее – это молодежь в профессии. Видите ли вы потенциал молодых архитекторов? В чем он проявляется?
– В институте мы регулярно проводим студенческую практику. Она организована в формате воркшопов так, чтобы студенты действительно могли проявить себя. Ребята работают над проектами в реальных условиях под руководством наших специалистов. И да, мы, конечно, видим потенциал молодежи.

Этот потенциал, на мой взгляд, проявляется в том, что их профессиональное становление выпало на время, когда любая информация, любые знания стали доступны каждому. Многие развиваются сразу в нескольких направлениях, и уже даже на начальном этапе карьеры виден мультидисциплинарный подход молодых специалистов.

Теги: #