Сердце конструктивизма
Центр расположен в здании бывшего хлебозавода № 5, который носил имя советского министра пищевой промышленности Василия Зотова. Завод с кольцевым конвейером возвели в 1931 году по проекту инженера Георгия Марсакова.
ЗАКОЛЬЦОВАННАЯ ИСТОРИЯ
По архитектуре здание стало подлинным манифестом конструктивизма. В 2004 году оно получило статус памятника архитектуры: Правительство Москвы внесло еще действующее предприятие в список объектов культурного наследия. Дальше была череда ярких событий, в цепочке которых распоряжение о сносе и выкуп завода коммерческой компанией, пожар и кризис, смена руководства столицы и иск Мосгорнаследия о возврате завода в собственность города. В итоге в 2016 году собственником здания стал крупнейший банк, решивший превратить хлебозавод № 5 в филантропический проект по сохранению и развитию культурного наследия русского авангарда. Что и было реализовано. Авторами проекта реконструкции стали Сергей Чобан и команда его архбюро. Этот же архитектор проектировал 44-этажные башни ЖК «Пресня Сити», словно обнимающие бело-терракотовый барабан хлебозавода. Жилые дома, издалека похожие на чертежные линейки, возвели к 2018 году, культурный центр «Зотов» встретил первых посетителей в ноябре 2022-го. К открытию выставочного пространства вышла книга «Хлебозавод-автомат № 5.
Шедевры авангарда», посвященная истории здания и его обновлению. В прошлом году проект «Зотов» стал лауреатом Международной премии «Золотой Трезини» и получил серебряный диплом от Союза архитекторов России в номинации «Реконструкция» в смотре-конкурсе «Золотое сечение-2023».
ЗАКОНСЕРВИРОВАННАЯ МНОГОСЛОЙНОСТЬ
В восстановлении пространства использовали консервационный подход – архитектор Сергей Чобан считает его самым актуальным и перспективным в работе с подобными объектами. По схожему проекту автора еще в 1990-е годы реставрировали башню Java в Гамбурге. Интерьер завода получился многослойным – авторы реконструкции сохранили фрагменты следов, оставленных в разные эпохи на поверхностях. На стенах осталась исходная, очень узнаваемая белая и зеленая глазурованная плитка. На полу – характерная для советского времени шестигранная плитка горчичного цвета. Местами выщербленная, где-то состыкованная из обрезков и остатков, она словно бы пролежала здесь почти сто лет. По сути, так и есть. На время реставрации ее сняли, укрепили, пол попутно очистили от плесени, а потом плитку обработали антикоррозийным составом и уложили обратно.
Бережно поступили и с настенным панно, созданным примерно 40 лет назад. Поднимаясь по лестнице, посетители видят наивное изображение пышногрудой красавицы с русой косой и караваем, нарисованное прямо по белому кафелю. Реставраторы обновили потускневшие с годами краски, придав им сочности, но оставили приметы времени в виде щербинки на носу. На первом этаже сохранили аутентичные потолок и кирпичные стены. Проемы нескольких окон удлинили до пола – летом их открывают. Получается безбарьерное пространство в виде круглой крытой площади. Выставочные витрины верхних этажей для мобильности поставили на колеса. Их удобно, словно ширму, передвигать или собирать в цепочки разной длины и конфигурации. Плашки для подписей многоразовые, на магнитных креплениях.
ВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Сейчас «Зотов» – это современное четырехэтажное выставочное пространство. В комплексе есть места для экспозиций, помещения для лекций, два кинотеатра. Новая жизнь здесь началась с установочной выставки «1922. Конструктивизм. Начало». Тогда на экспозиции представили сотни подлинных произведений, связанных как с движением конструктивизма, так и с его предшественниками из области абстрактного искусства 1910-х годов.
Сейчас в сетке выставочных активностей – архитектурный лекторий «Конструктивизм на 360°», лекция Алексея Гинзбурга «Шедевры. Дом Наркомфина», выставка «Родченко. Личное», серия занятий в мастерской «Макет. Пакгауз. Младшая группа», уличные экскурсии «Дорогой красного кирпича. Прогулка по исчезнувшим фабрикам и заводам» и «Отцы и дети. Архитектурная прогулка по Верхней Пресне». Теме конструктивизма посвящена основная экспозиция этого сезона – «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937». Киноафиша двух кинозалов расписана на пару месяцев вперед – практически в любой из дней любители авторского интеллектуального кино могут найти интересный фильм на предстоящий вечер. Календарь мероприятий летнего сезона – яркий и насыщенный. Задумка авторов проекта реализована в полной мере – в ярком здании на Пресне теперь действительно бьется сердце столичного конструктивизма.