Школа 2.0 - Московская перспектива
Школа 2.0

Школа 2.0

Школа 2.0
Школа 2.0
В последние годы в Москве активно ведется работа по строительству школ и детских садов. Образовательные новостройки возводят по новым стандартам, разработанным с учетом психологических особенностей детей и запросов педагогов. Из чего состоит новый стандарт и как он разрабатывался, рассказали на тематической сессии МУФа.

Большим подспорьем архитекторам, работающим над обликом школ, детских садов и других пространств, ориентированных на обучение детей, несомненно, станет исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств и разработанное архбюро ATRIUM совместно с журналом «Проект Россия». Это бюро является лидером в своем сегменте – в Москве по проектам команды возведены 10 школ, пять детсадов и два образовательных центра. Есть у бюро подобные реализованные проекты в других регионах России и в Казахстане. В столице якорными объектами «Атриума» являются учебный корпус «Летово» и школа в ЖК «Символ». Исследование получилось очень объемным – более 300 страниц. И, как уверяют составители, текст в процессе работы приходилось нещадно сокращать – исходный объем был в два раза больше.

«Наше бюро более 20 лет занимается проектированием образовательных объектов. Мы убеждены, что среда влияет на качество образования и формирование личности. Проводя аналитическую работу, мы привлекли множество экспертов из всех областей, так или иначе связанных с образовательным процессом. Получилось междисциплинарное исследование про стратегию проектирования образовательных пространств – какими они могут быть и как должны выглядеть», – рассказал сооснователь бюро Антон Надточий.

08_2.jpg

По оценке эксперта, запрос на качественное образовательное пространство растет и стандарты качества меняются, школы конкурируют с самообучением и дистанционным образованием. Поэтому необходимы пространства, способные вдохновлять.
В идеале школа должна предлагать максимально комфортные пространства, наполненные позитивной атмосферой. Синергия пространства и психологического микроклимата способны создавать ту уникальную среду, в которую хочется приходить детям, где они получают положительные эмоции.

Ведущий научный сотрудник НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Татьяна Леван, отметила, что многие данные исследования архитекторов перекликаются с наработками педагогов. Например, практиками давно замечено, что младшеклассники неуютно себя чувствуют в просторных классах с высокими потолками. Также спикер обратила внимание, что если образовательные площади проектируются без учета стиля работы педагогов, то каким бы инновационным ни получилось пространство, оно не будет использоваться на полную мощность. Также важна возможность различных коллабораций, в том числе ситуативных.

«Например, группа учеников может собраться не только в классе, но и в столовой, а в библиотеку приходят не только за книгами, но и для того, чтобы провести, например, телемост», – пояснила спикер. Заместитель начальника отдела сопровождения проектирования ГКУ «Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ» Илья Ершов рассказал, что большинство из этих рекомендаций уже включены новый норматив строительства школьных зданий – стандарт «Московская школа». Благодаря этому документу появились ключевые изменения архитектурно-планировочных решений московских школ-новостроек. Так, актовые залы заменили открытыми многофункциональными атриумами. Внедрили трансформируемое пространство кабинетов –
теперь в классах многофункциональная штабелируемая мебель и прозрачные перегородки. Произошла замена предметных кабинетов универсальными – тематические пространства превратили в междисциплинарные исследовательские лабораторные комплексы. На смену традиционным библиотекам пришли многофункциональные медиатеки.

Из принципиальных новинок – столь любимые ребятами подоконники официально признали эксплуатируемыми. Их расширили, теперь на них разрешается сидеть. Во всех новостройках есть единая понятная навигация, чтобы без проблем ориентировались и первоклашки, и гости. Главным достижением этих исследований и нормативов стало то, что комфортное и дружелюбное пространство перестало быть отличительной чертой частных школ. Красивыми и комфортными становятся все школы города.