Шоковый эффект от ухода западных брендов сгладится и станет совершенно незаметным
Тема поставок зарубежных строительных и отделочных материалов для стройки остаётся актуальной последние несколько лет и довольно обширна. Помимо материалов речь идёт и о технике, комплектующих, лифтовом оборудовании и т.д. Интересно, что при всех сложностях и явной тенденции на преобладание российских и китайских товаров, поставки из европейских стран не прекратились. О том, как обстоят дела с ними сегодня, насколько успешно проходит импортозамещение в разных сегментах отрасли и чего ждать в ближайшие годы, в интервью “МП” рассказал Илья Фролов, управляющий партнер девелоперской компании STENOY.
Как оцениваете ситуацию с импортозамещением в строительстве?
В России постепенно происходит импортозамещение строительных материалов и комплектующих. Происходит это не максимально возможными темпами, но все-таки прогресс виден, и виден достаточно хорошо. К концу 2024 локализация стройматериалов и оборудования осталась на уровне 2023 года. Основные общестроительные материалы широко представлены на отечественном рынке. Что же касается высокотехнологических систем и программного обеспечения, то это все те же импортные технологии. С другой стороны, есть очевидный прогресс в увеличении продукции китайского производства, а также в упрощении поставок из недружественных юрисдикций любого необходимого оборудования и технологий.
Насколько выросли цены в связи с изменением логистики и как это повлияло на увеличение издержек?
По сравнению с 2022 годом, когда санкции и закрытые границы поставили в ступор российский бизнес, в настоящее время логистические цепочки уже достаточно хорошо настроены и удорожание по причине логистики не превышает 5%-10%, даже при поставках товаров из европейских стран.
Из каких стран вместо европейских сейчас больше всего поставок?
Очевидно, с уменьшением европейских поставок резко выросли поставки из Китая, а также на рынок вышли поставщики из Индии и Ирана, присутствие которых ранее было практически незаметно.
Несмотря на санкции, до сих пор есть какая-то доля европейских поставок. Какова она в строительстве? Как изменилась логистика и цены?
Из европейских стран поставляется достаточно много комплектующих. Это как отделочные материалы для внутренних работ, так и фасадные системы, сантехника и инженерное оборудование. Доля европейских комплектующих снизилась в премиальном сегменте практически вдвое, а что касается массового сегмента – там эти материалы и ранее практически не присутствовали. При этом, как уже было сказано ранее, стоимость логистики обычно не превышает 10%, и не оказывает существенного влияния на ценообразование конечного продукта.
В каких сегментах лучше всего с импортозамещением в России (стройматериалы, сантехника и т.д.)?
Основная волна импортозамещения была связана с локализацией европейских производств на протяжении 2008-2022 годов. После ухода иностранных брендов, в данном сегменте появилось много российских производств. Это и комплектующие различного типа, и, по большей части, общестроительные материалы, фасадные, оконные системы, отделочные материалы, инженерное оборудование среднего ценового сегмента. В последние годы стал заметен фактический уход западных поставщиков из сегмента благоустройства и российские поставщики смогли заместить производство детских и спортивных площадок, покрытий и МАФов самого высокого уровня. И сейчас девелоперам нет никакой необходимости обращаться к иностранным поставщикам. Фактически повсеместно отечественные поставщики заменили иностранных в системах управления зданием («умный дом»), резко выросло использование отечественного керамогранита, сантехнического и осветительного оборудования.
Где ситуация ещё далека от идеала? И когда, по-вашему, и при каких условиях можно импортозаместить недостающие материалы или оборудование?
Невозможно заместить авторские отделочные материалы. Например, керамогранит определенного дизайнера или дерево специфической обработки. Также достаточно сложно заместить технически сложные устройства. Такие как: современные высокотехнологичные лифты, передовые оконные системы, системы кондиционирования и вентиляционное оборудование. Однако, и смысла производить локально весь спектр материалов и оборудования тоже никакого нет. Все необходимое в своем базовом варианте в России производится, и этого достаточно для массового сегмента. Например, при строительстве премиального клубного дома ЖК ARTEL используется мировой опыт, применяются самые прогрессивные, передовые технологии из имеющихся сегодня на рынке и большая часть из них – российские.
Как обстоят дела с поставками и импортозамещением сантехники?
В Россию осуществляются поставки абсолютно любой сантехники, включая продукцию европейских заводов. Для массового сегмента вся необходимая сантехника уже давно производится в России, а для премиальных проектов нет никаких проблем с поставками сантехники из Италии или из Германии, например.
Есть ли проблемы со стеклом и окнами?
Также как и с сантехникой ситуация с оконными системами абсолютно нормальная – все необходимые комплектующие производятся в России и в дружеских странах, например, в Белоруссии. А, при необходимости поставить передовую оконную систему европейского производства довольно просто и такие системы широко используются сейчас в новом строительстве.
Наблюдается ли до сих пор нехватка материалов для отделки фасадов особенно в премиум-сегменте?
Нехватки материалов как таковой нет, но нет и затоваренности рынка, поэтому действительно необходимо заказывать поставку за 2-4 месяца до момента освобождения производства, плюс добавлять к этому срок изготовления изделий. Поэтому с точки зрения застройщиков, имеющих сложности с планированием и предварительным заказом, действительно может сложится впечатление о дефиците нужного материала в данный конкретный момент.
Как, по-вашему, будет складываться ситуация с поставками и импортозамещением в ближайшие годы?
При сохранении даже существующей логистической цепочки никаких проблем с поставками необходимых материалов не будет. При этом процесс импортозамещения продолжается, все больше продукции выпускается отечественными поставщиками, либо поставщиками из дружественных стран. А значит, шоковый эффект от ухода западных брендов сгладится и станет совершенно незаметным.