В доме страхового общества «Россия» начался капитальный ремонт и реставрация

В доме страхового общества «Россия» начался капитальный ремонт и реставрация

В доме страхового общества «Россия» начался капитальный ремонт и реставрация
В доме страхового общества «Россия» начался капитальный ремонт и реставрация
В подъездах легендарного здания возводят леса, затягивают лифтовые кабины и входные двери «занавесом» из целлофана, по лестницам снуют люди в касках и униформе. Согласован проект капитального ремонта жилого здания, известного москвичам как дом страхового общества «Россия». К 8 марта на лестничных клетках уже закипела работа. В апреле, как потеплеет и подсохнет, начнутся фасадные работы.

Обновление исторических зданий в столице идет практически непрерывно: по поручению мэра Москвы Сергея Собянина в городе ежегодно реставрируют не менее 150 объектов культурного наследия. В этом году одной из самых масштабных работ станет реставрация дома страхового общества «Россия». Это два строения под номером шесть на Сретенском бульваре –
здания, которым присвоен статус объектов культурного наследия, растянулись на квартал. По сути, этот доходный дом стал первым автономным жилым комплексом столицы. Он прятался за ажурной чугунной оградой и имел свою систему жизнеобеспечения, включая диковинные по тем временам лифты и систему кондиционирования.

НА МЕСТЕ «СКОМОРОХА»
Дом построили в рекордные для дореволюционных времен сроки – строительство велось в 1899–1902 годах, стройплощадку развернули на месте бывшего театра «Скоморох». Здание строилось на средства крупнейшего в стране страхового общества «Россия» и изначально задумывалось как доходный дом очень высокой ценовой категории. С заказчиком связано несколько архитектурных особенностей дома: на последних этажах обустроили образцово-показательный офис компании, мимо которого пролегал путь к оборудованной на крыше смотровой площадке. Из-за суеверия в доме решили обойтись без тринадцатых квартир. На подъездах до сих пор сохранились таблички с нумерациями квартир: 12, 12А и 14. По фасаду и ажурной решетке в разных вариациях раскидана символика страхового общества. В народе здание быстро прозвали «дом с саламандрами» – архитектор Николай Проскурнин пустил по фасаду несколько таких земноводных.

В Средневековье саламандр изображали на гербе как символ стойкости и бесстрашия перед опасностью, саламандра считалась оберегом от пожаров. Кстати, из-за пожарной безопасности пришлось вносить изменения в проект. Изначально предполагалось, что дом растянется на весь квартал одной большой монолитной стеной и станет «домом-крепостью». Но проект не утвердили: в случае возгорания со стороны двора пожарные потратили бы драгоценные минуты на то, чтобы обогнуть длинные крылья. Этого молодой архитектор, а дом был его первым серьезным проектом, не учел. Чтобы появился пожарный проезд, дом пришлось, как торт лопаткой, разрезать на две части. Говорят, что именно после этого архитектор и пустил по фасаду ящериц-оберегов. Несмотря на два здания, комплекс привычно называют домом страхового общества «Россия», без разбивки на корпуса.

КОЛОКОЛ-МОЛЧУН
Доминантой дома является стилизованная готическая башня с часами – это рефрен Спасской башни Кремля. На башне, так же как и на кремлевской, есть часовой колокол, отлитый на знаменитом заводе Финляндского: на чугунном «подоле» присутствует соответствующая надпись с адресом дома. Это второй по весу после Спасской башни колокол, который не предназначен для церковного звона. Весит чугунный исполин больше тонны. К сожалению, до революции колокол не успели оснастить механизмом для звона и специальной часовой колотушкой, он так и остался без языка. Судя по оставленным на теле «шрамам», в неспокойные постреволюционные годы колокол пытались либо сбросить, либо раскурочить. Не получилось. Но колокол-молчун все же звонил. Дважды. Первый раз это было в середине восьмидесятых. Тогда в башенке под часами нелегально поселилась пара художников-хиппи. Банальный самозахват. И жили они там довольно долго, пока им в новогоднюю ночь не пришла идея устроить трезвон, по колоколу лупили ломом. Расплатой за пьяный дебош стали исправительные работы – хулиганы чистили от снега прилегающий к дому Сретенский бульвар.

Второй раз колокол звонил вполне официально. 4 сентября 2011 года «Архнадзор» договорился с мэрией города отметить на бульваре 110 лет со дня, как в дом заехали первые новоселы. Было камерно и душевно: танцы под патефон и выставка картин художников, работающих в мастерских, расположенных под крышей дома. Кульминацией праздника стал колокольный звон: над бульваром разнеслось 110 ударов. «По приглашению общественного движения «Архнадзор» я сделал 110 ударов в колокол дома Страхового общества «Россия» в честь юбилея. За неимением колокольного языка мне пришлось аккуратно воспользоваться... пятикилограммовой гантелью. Необычный опыт для звонаря, скажу я вам», – делился впечатлениями от события звонивший в колокол звонарь храма Христа Спасителя Константин Мишуровский.

ПРОГРЕССИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Дом с момента постройки находился на самообеспечении. В подвале размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не просто подавала свежий воздух, но фильтровала и увлажняла его. За бесперебойное электроснабжение отвечала собственная электростанция. Водопровод функционировал за счет личной артезианской скважины, пробуренной на глубину 50 метров. В доме были редкие для того времени электрические лифты, в подвале и на чердаках работали многочисленные прачечные. Дом был оснащен роскошными каминами, верхние квартиры являлись прототипами современных пентхаусов – часть из них имела стеклянные потолки. До наших дней сохранились такие детали быта, как крюки для подъема мебели через окна и держатели для ковровых дорожек на лестницах подъездов. Типичные для XIX века окна, выходившие в подъезд, практически везде заложили. Москвичи сразу полюбили этот необычный дом. Даже радикальный и решительно настроенный архитектор-модернист Ле Корбюзье, который в довоенные годы планировал подчистую снести исторические кварталы и с нуля построить новую столицу новой страны, предлагал сделать для этого дома-замка исключение. Архитектор называл это здание «самым красивым домом Москвы».

ВЕРНУТЬ БЫЛОЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ
Полноценной реставрации за век с лишним в доме не было. Градозащитники и экскурсоводы «били в набат», видя, как ветшает уникальный комплекс. Реставрационные работы на таком сложном памятнике требовали тщательной подготовки. И вот к началу весны пришла долгожданная весть: начинается реставрация и капитальный ремонт. «Дому вернут цветовое оформление согласно колористическим решениям начала XX века. Отреставрируют крыльцо, козырьки, фасады и его декоративные элементы, в том числе колонны и гербы», – обрадовал москвичей председатель Москомэкспертизы Иван Щербаков.
Реставрация затронет и подоконники, двери, потолки лестничных маршей и их декоративные элементы. Эти работы пройдут с применением самых передовых технологий. 

«Для дофрагментовки декоративных элементов используют лазерное сканирование и 3D-моделирование, что позволит сократить срок выполнения работ и достигнуть максимальной точности деталей», – уточнил руководитель производственного технического управления Фонда капитального ремонта (ФКР) Москвы Леонид Богатырёв. С наступлением тепла начнутся и внешние работы: специалисты промоют фасады, обработают их антисептиком и бактерицидным составом. «Все работы пройдут под контролем Мосгорнаследия по согласованному ранее проекту. Реставрация коснется фасадов, подъездов и окон в местах общего пользования. Здание сохранит исторический облик в стиле позднего итальянского ренессанса с элементами русской архитектуры XVII века. Именно это сочетание позволило создать образ средневекового замка с нависающими эркерами-башенками», – отметил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Специалисты рассчитывают, что в обновленном виде москвичи увидят легендарный дом ко Дню города. Жители дома мечтают, что в честь этого их домовой колокол нарушит обет молчания и над бульваром снова разольется колокольный звон.