В ногу со временем

В ногу со временем

В ногу со временем
В ногу со временем
Если еще 15 лет тому назад во многих районах мегаполиса существовали очереди в детские сады, а школьные классы были переполнены, то сейчас, как подчеркивает мэр Сергей Собянин, в Москве очередей в школы и детские сады нет. Но потребность в них постоянно растет из-за строительства жилья и рождения детей. Поэтому в столице возводится все больше новых учебных заведений.

С 2011 по 2023 год в Москве построено 596 учреждений образования. А за 2024–2025 годы их количество увеличится еще почти на 150. Уже сейчас около 75% районов города обеспечены социальными объектами в шаговой доступности от жилья. По этому показателю столица опережает Лондон и Нью-Йорк.

СТАВКА НА ИННОВАЦИИ
И здесь важно не только количество, но и качество. Школы возводятся по новым стандартам и приспособлены к современным условиям образовательного процесса. Уже на стадии проекта предусматривается все – удобная планировка, экологически безопасные строительные и отделочные материалы, освещение, вентиляция. При этом каждая новая школа – это прежде всего архитектурный объект: красивый и интересный. В них кроме привычных классов предусмотрены оборудованные по последнему слову науки и техники лаборатории, IT-полигоны, спортивные зоны, медицинские кабинеты, атриумы для общения и психологической разгрузки. Во время занятий на этой инновационной площадке дети осваивают программирование, прототипирование, моделирование, сетевое администрирование; у них формируются предпрофессиональные навыки и умения в сфере инженерной деятельности и в области информационных технологий, появляется интерес к научно-исследовательской работе и проектной деятельности. Уже в стенах школы ребята могут собрать квадрокоптер и беспилотный автомобиль; понять, как устроены роботы и что они умеют; разработать собственное мобильное приложение.

Конечно, такие школы – это школы будущего. А сейчас, перед началом летних каникул, в Москве стартовала масштабная программа по ремонту и реконструкции школ, которые требуют морального и физического обновления. Первого сентября многие из них откроют свои двери для московской детворы. В 2024 году пройдет реконструкция 50 школ, а с 2025 года планируется обновлять примерно по 100 школ ежегодно. В течение пяти лет модернизируют не менее 500 учреждений.

УЧИТЬСЯ ПО-НОВОМУ
Много интересных с архитектурной точки зрения образовательных учреждений возводится в Новой Москве и на территориях бывших промзон. Как правило, это комплексы, состоящие из школы и детского сада. Например, в этом учебном году первых воспитанников принял образовательный центр «Диалектика» в ЖК «Испанские кварталы» в поселении Сосенское. Здание вмещает школу на 1100 учеников и детский сад «Братец Лис» на 220 малышей. Архитектурная концепция основана на достижении максимального пространственного разнообразия внутри здания и за его пределами. Этому во многом помогает перепад высоты в 13 метров на участке, наличие открытых пространств, которые заменяют коридорную систему, а также применение прозрачных стен и разных цветовых решений в отделке. Главная точка притяжения школы – атриум почти на 400 мест, который может использоваться в качестве актового и концертного зала, кинотеатра и лектория. В районе Даниловский на территории бывшего завода им. Лихачева расположена одна из самых больших школ в России – в ней занимаются 2500 учеников. Четырехэтажное здание разделено на несколько блоков: начальную, среднюю и старшую школы и культурно-спортивный блок. Изюминкой этого учебного заведения стал детский технопарк «Кванториум», где учащиеся могут углубленно изучать естественные и инженерные науки.

САДЫ-ТРАНСФОРМЕРЫ
Совершенно новые подходы к возведению дошкольных учреждений практикуют столичные девелоперы. Так, появляются детские сады-трансформеры, где спальня может становиться игровой комнатой и творческой студией за счет трансформируемой перегородки. Благодаря увеличению пространства для игр, творчества и обучения создается увлекательная атмосфера для развития детской фантазии. Все более востребованными у застройщиков становятся префаб-технологии, которые позволяют возводить, как конструктор, жилые и социальные здания по технологии модульного домостроения. «Мы стремимся стандартизировать элементы, из которых «собираем» наши социальные учреждения. Использование префабрицированных модулей ускоряет и проектирование, и строительство.

В результате без ущерба качеству сокращаются сроки ввода объектов в эксплуатацию. При этом проекты не похожи друг на друга. Самая подходящая аналогия здесь – конструктор, в котором детали одинаковые, но результат каждый раз разный. Все внутренние пространства детских садов и школ трансформируются под определенные задачи. Центральным элементом здания является атриум с амфитеатром, над которыми установлен зенитный фонарь, являющийся источником естественного света. Прилегающую территорию мы проектируем как большой зеленый сад или лес, которые выполняют образовательную функцию, позволяющую исследовать мир. Важный элемент благоустройства – мини-огороды, где можно проводить научные эксперименты. Пример такого подхода – детский сад в «Первом квартале» в Видном. Аналогичный проект мы сейчас реализуем в жилом квартале «Метроном» в Москве», – рассказал директор компании Брусника в Москве и Московской области Евгений Арапов.
По специальным проектам возводятся детские сады для детей с ограниченными физическими возможностями. Именно такой детский сад на 150 малышей расположен в ЖК «Белые ночи» в поселке Коммунарка. В нем предусмотрены безбарьерная среда и все условия для комфортного пребывания и обучения «особенных» детей: навигационная информация, продублированная шрифтом Брайля. Современные юные москвичи от детского сада и до старших классов школы имеют возможность не только плодотворно учиться, развиваться, творить, но и находиться в светлой, радостной атмосфере, которую создают для них архитекторы, строители, дизайнеры.