В Сочи прошла Международная конференция стального строительства

В Сочи прошла Международная конференция стального строительства

В Сочи прошла Международная конференция стального строительства
В Сочи прошла Международная конференция стального строительства
Россия имеет богатый опыт строительства с применением стальных технологий. Однако в силу экономических причин и сложившегося в последние десятилетия бетонного лобби застройщики заново открывают для себя возможности металла. Настоящим открытием весеннего делового сезона стала международная конференция, организованная Ассоциацией развития стального строительства (АРСС) в Сочи, в рамках которой эксперты и видные игроки рынка обсудили перспективы этого направления.

История строительства на металлокаркасе в нашей стране насчитывает не одно десятилетие. В частности, с использованием металла построены знаменитые сталинские высотки, здание Центрального детского мира на Лубянке, а также дом Зингера в Санкт-Петербурге. Однако достаточно скоро подобные проекты были свернуты. Основной причиной, по которой эта технология не стала массовой, послужил дефицит металла в послевоенном Советском Союзе. Металл был стратегическим ресурсом для оборонной промышленности, поэтому в 1950-х годах власти приняли решение запретить использование стали во всех проектах, кроме промышленных. 

В последние годы в России растет интерес к использованию металла в строительстве. Причем застройщики используют сталь не только при строительстве сложных промышленных, коммерческих объектов или даже уникальных спортивных сооружений, но и многоэтажного жилья в разных регионах. Значимость и важность этого сегмента отмечают и в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. «Мы ведем масштабную работу по внедрению новых технологий строительства. Одной из важнейших задач является развитие технологий стального строительства. Применение металлоконструкций позволит ускорить возведение объектов в рамках реализации государственных программ и проектов, а также, что особенно актуально, строительство в арктической зоне. План более широкого внедрения металла в строительную сферу стал возможен благодаря совместной активной работе с рядом ведущих металлургических компаний и застройщиков, с экспертами отраслевых объединений и профсообщества», – отметил заместитель министра строительства и коммунального хозяйства РФ Сергей Музыченко.

Во многом высокий интерес к новым технологиям объясняется преимуществами металла как строительного материала. Так, при сопоставимой стоимости строительства, как у традиционного монолитно-бетонного, скорость возведения здания значительно выше. Немаловажно, что такое строительство можно вести круглый год – для организации рабочего процесса неважно, в какой сезон идет стройка. Кроме того, среди плюсов стальных технологий эксперты называют компактность стройплощадки и разнообразие планировочных решений, а также меньшее количество рабочих, занятых на стройплощадке. Еще одной важной особенностью применения металлокаркасов можно назвать снижение нагрузки на фундамент – здания получаются намного легче. Благодаря этому, по мнению гендиректора Ассоциации развития стального строительства Александра Данилова, импульс развития получат проекты возведения небоскребов: «При строительстве любого здания высотой более ста метров использование отдельных узлов из металла обязательно, так как это дает конструкции устойчивость и надежность. Растущий объем строительства небоскребов потребует более широкого применения стальных технологий».

По оценкам экспертов и самих застройщиков, для более широкого применения стальных технологий необходимо упростить и оптимизировать нормативы. Еще с 2022 года в рамках антикризисных мер была разработана дорожная карта Минстроя России. Как рассказал директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин, постоянно ведутся научно-исследовательские работы и испытания, которые позволяют обновлять своды правил и требований. В этом году продолжится работа по оптимизации нормативной базы и внедрению актуальных технологий для расширения применения стали: планируется проведение двух научно-исследовательских работ (НИР) и шести научно-исследовательских и опытно-конструкторских (НИОКР). «По результатам прикладных научных исследований в 2024 году будут актуализированы два свода правил, а также разработаны три новых документа, регламентирующих в том числе проектирование многоквартирных зданий на стальном каркасе и многоэтажных объектов из комбинированных конструкций с применением металла и дерева», – сообщил Андрей Копытин. Оптимизация нормативной базы позволяет существенно расширить применение различных видов стальных конструкций. Например, строить на основе стального каркаса и легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) быстровозводимые здания и сооружения, в том числе мобильные госпитали, штабы, объекты отдыха и оздоровления по готовым и апробированным типовым проектам.

Стоит отметить, что возможности рынка стального строительства очень высоки. По независимым оценкам, сегодня в Швеции и Великобритании порядка 60% жилья строят на металлокаркасе или из ЛСТК, в Канаде и США этот показатель достигает 30%, в России – всего от 10 до 13%. «Однако потенциал рынка велик: в ближайшие 20–30 лет металлокаркас и ЛСТК могут занять порядка 25–30% от общего объема многоквартирного строительства. Мощности производителей металла и сопутствующих конструкций для такого роста объемов жилищного строительства есть», – отметил Александр Данилов. Хорошие перспективы стального строительства подтверждаются и интересом, который вызвала конференция среди участников рынка. Всего в деловой программе приняли участие более 350 представителей производителей металлопроката, заводов металлоконструкций, научного сообщества, проектных и строительных компаний, а также государственных органов власти.