Время реализации сложных дорожно-транспортных проектов значительно сократилось
Стремительное развитие города сделало дорожную отрасль приоритетной для городского строительства в целом. По словам мэра, сегодня в Москве происходит формирование транспортной системы, отвечающей требованиям современного трафика. И 2023 год может войти в историю дорожного строительства как рекордный. В числе крупнейших проектов этого года – завершение возведения Московского скоростного диаметра (МСД), открытие движения по проспекту Багратиона и автодороге, связывающей Варшавское и Калужское шоссе. После реконструкции открыта обновленная развязка МКАД с Липецкой улицей.
Стройкомплекс столицы приводит такие данные: в период с 2011 по 2023 год в Москве построено 1351 км дорог. Этот объем составил 24% от существующей улично-дорожной сети. Новых мостов, тоннелей и эстакад – 424. Эти искусственные сооружения, как их называют специалисты, занимают 60% от всех существующих в городе объектов подобного рода. Для пешеходов создано 296 безопасных пешеходных переходов. Реконструируются и крупные артерии мегаполиса: за 12 лет обновлено 16 вылетных магистралей общей протяженностью 400,8 км, 20 развязок МКАД. Протяженность выделенных полос для движения общественного транспорта увеличилась до 200 километров.
С ЮВЕЛИРНОЙ ТОЧНОСТЬЮ
Дорожно-транспортное строительство в Москве ведется в условиях плотной застройки, и прокладка магистралей практически всегда сопряжена с их внедрением в сложившуюся ткань города. Именно поэтому проектные решения тщательно выверяются, требуют ювелирной точности как на этапе разработки, так и на этапе реализации проекта.
Например, возведение нового моста через затон Новинки, который связал набережную Марка Шагала с районом Южнопортовый, стало ключевым элементом формирующегося участка протяженностью почти 11 километров. К строительству мостового со-
оружения были применены специальные подходы, которые позволили интегрировать этот отрезок новой магистрали во внутриквартальную дорожную сеть.
«При возведении моста через затон Новинки перед нами стояла задача обеспечить непрерывную навигацию на Москве-реке на весь период строительства. Для этого установка главного пролета мостового сооружения осуществлялась методом продольной надвижки – элементы пролетного строения собирались на набережной, а затем поэтапно надвигались в проектное положение по специальным накаточным устройствам. Это позволило нам выполнить монтаж пролетного строения без возведения промежуточных опор и без влияния на движение речных судов», – рассказал генеральный директор «МИПСТРОЙ 1» Константин Маслаков.
ПОЕДЕМ ИЛИ ПОМЧИМСЯ?
Реализация масштабных планов строительства касается и рельсового транспорта. В этом году запущены два диаметра – МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» (Зеленоград – Раменское) и МЦД-4 «Киевско-Горьковский» (Апрелевка – Железнодорожный).
Процесс строительства и реконструкции формируется так, что со временем доступность введенных линий и станций
повышается, а сами объекты обрастают новой инфраструктурой, благоустраиваются. Появляются удобные подъездные пути к магистралям. Пример этому – завершение проектирования автомобильной дороги, которая обеспечит доступность станции Санино Калужского направления МЖД и МЦД-4.
По словам заместителя мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, длина дороги составит около 3,5 километра. Со стороны Зайцевского шоссе она дотянется до поселка Кокошкино Новомосковского округа. На других участках скоростных диаметров также появляются новые остановки, подъездные пути, формируются новые маршруты движения наземного общественного транспорта. Иллюстрирует этот процесс открытый в этом году вокзал «Станция Крюково». Сегодня он является конечной станцией трассы D3, а в будущем станет транзитным пунктом новой скоростной магистрали от Москвы до Санкт-Петербурга.
О «СЕКРЕТАХ» МЕТРО
Огромный градостроительный прорыв в развитии системы метро сделан в этом году и с вводом Большой кольцевой линии, открытием северного участка Люблинско-Дмитровской ветки и продлением Солнцевской линии до аэропорта Внуково на юго-западе столицы.
Вся работа по сооружению БКЛ и продлению существующих линий потребовала от проектировщиков инновационных решений. Из-за непростых гидрогеологических условий и плотной городской застройки возникла необходимость существенного заглубления отрезка БКЛ. Ярким примером является станция «Марьина Роща», построенная на глубине порядка 70 метров, где установлены самые длинные в столичном метро 130-метровые эскалаторы.
Между станциями «Сокольники» и «Рижская» сооружен круглый котлован, так называемая демонтажная щитовая камера, в которой стартовали и финишировали ТПМК, строившие тоннели БКЛ. Сооружение такой конфигурации потребовалось из-за стесненных условий – с трех сторон площадку ограничивали железнодорожные пути и Третье транспортное кольцо. Именно поэтому отказались от строительства стандартного котлована. Кроме этого в цилиндрическом сооружении высотой с многоэтажный дом разместили тягово-понизительную подстанцию для питания станции.
«Пыхтино» Солнцевской линии вошла в историю Московского метрополитена как вторая после «Мичуринского проспекта» полуподземная станция. Сложный рельеф местности потребовал от строителей воплотить довольно необычную идею: с одной стороны расположена привычная «глухая» путевая стена, а с другой – витражное остекление почти во всю длину платформы.
При разработке проектов станций «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики» и трех притоннельных сооружений восточного участка БКЛ применялось 3D-моделирование: для каждой станции создавалась цифровая модель, а для быстрого получения всех ее характеристик в помещениях, где расположились наиболее важные инженерные системы станций, были размещены QR-коды.