Юрист Евгения Добрикова: сегодня количество внесудебных процедур разрешения споров в сфере строительства не превышает количество разбирательств

Юрист Евгения Добрикова: сегодня количество внесудебных процедур разрешения споров в сфере строительства не превышает количество разбирательств

Юрист Евгения Добрикова: сегодня количество внесудебных процедур разрешения споров в сфере строительства не превышает количество разбирательств
Юрист Евгения Добрикова: сегодня количество внесудебных процедур разрешения споров в сфере строительства не превышает количество разбирательств
Интервью с тренером-медиатором в сфере строительства и ЖКХ о проблемах и перспективах нового механизма разрешения споров
Медиация - достаточно новый для России способ решения конфликтов, который применяется, в том числе в сфере строительства. Пока этот механизм только набирает обороты и активно внедряется в практику. При этом уже есть успешные примеры привлечения медиаторов к решению споров в строительной отрасли, хотя они еще не столь многочисленны. Однако медиация постепенно входит в арсенал привычных способов решения конфликтов. Юристы и общественники видят значительные перспективы в ней как раз в спорах, связанных со строительством. Так, в одном из недавних материалов мы рассказывали о методических рекомендациях Общественной палаты на этот счет. Что собой представляет медиация при решении конфликтов в строительной отрасли, есть ли успешные примеры, каковы перспективы её развития - на эти и другие вопросы МП ответила юрист, медиатор в сфере строительства и ЖКХ Евгения Добрикова.

[МП] Как бы вы сформулировали коротко, но ёмко, что такое медиация? В частности, в сфере строительства и ЖКХ.

Есть нормативные акты, в одном из которых закреплено понятие процедуры медиации в широком смысле этого слова (ФЗ №193 от 27.07.10), и предполагает собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. 

Медиация - это более серьезная процедура, нежели переговоры, поскольку осуществляется с привлечением третьего лица. При этом ее специфика в строительной сфере обусловлена тем, что сам по себе конфликт имеет не только общее свойство социального, но дополнительно обладает экономическими характеристиками:

  • Наличие большого количества участников (начиная с инвестора, заказчика, генподрядчика, субподрядчика и людей, которые непосредственно выполняют на объекте работы);

  • Заказы, которые проходят через тендеры. Строительство - это состязательная среда, где у исполнителя может быть низкая рентабельность, то есть высокий риск неисполнения обязательств;

  • Строительство относится к тем отраслям, где высокий входной барьер для того, чтобы начать выполнять какие-либо работы.

На основании этого медиатор должен учитывать специфику бизнеса, и его главную задачу - заработать, получить прибыль. Нужно обязательно показать, что есть вариант для победы, где взаимоприемлемым решением станет получение прибыли, сокращение расходов, участники не будут нести репутационные риски как при обращении в суд, и при этом временные потери составят минимум.

112.jpg

[МП] Опишите, пожалуйста, стандартную процедуру (или кейс без имен и названий) медиации в строительной сфере.

Давайте поговорим о довольно частой ситуации в сфере строительства. К примеру, был заключен договор субподряда на один объем работ и на одну стоимость, но в дальнейшем этот объем был увеличен, а дополнительное соглашение подписано не было. Следовательно, наступает время приемки работ и подписания закрывающих документов, но заказчик отказывается их подписывать, т.к. видит ряд нарушений в документации. Часто мы судимся по этим моментам, но если же мы говорим о медиативном подходе, то с чего начинаем?

Прежде всего находим лицо, принимающее решение. Потому что порой проблема в приемке документов и в подписании увеличения объемов исходит от исполнителей, а лицо, принимающее решение, совершенно об этом не знает. Он бы и рад уже сдать этот объект в ускоренные сроки, потому что тоже должен отчитываться перед проверяющими инстанциями, но не может. Направляем ему предложение о проведении процедуры медиации с подтверждением компетенции медиатора, и даем срок для ответа. Далее, если в установленный срок поступает ответ, мы переходим непосредственно к самой процедуре и подписанию иных документов, которые данную процедуру регламентируют.

Сама по себе классическая медиация будет состоять из 7 этапов:

1)     Вступительное слово медиатора, где он рассказывает сторонам, что такое процесс медиации, на каких принципах он построен, объясняет свои функции в этом процессе. 

2)     Презентация сторон. Медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать в чем заключается проблема. Здесь же мы проговариваем, какие подписи собраны, какая переписка велась, выясняем полностью позиции сторон по этому вопросу, проверяя пакеты документов. 

3)     Дискуссия, или обмен мнениями.

4)     Кокус - диалог медиатора с каждой стороной индивидуально. Здесь мы проговариваем момент кто чего хочет.

5)     Следующий этап медиации – это повестка. Медиатор предлагает сторонам сформулировать те вопросы, по которым они хотят прийти к соглашению.

6)     Выработка предложений по решению каждого вопроса. Медиатор должен понимать, что он работает для бизнеса, и его задача - провести процедуру и вывести обе стороны на взаимоприемлемое решение.

7)     Выход из медиации и подписание медиативного соглашения.

[МП] Насколько популярны и востребованы услуги медиаторов в отрасли? С чем это связано?

На мой взгляд, услуги медиаторов в строительной сфере не очень востребованы, и на сегодняшний день количество внесудебных процедур разрешения споров не превышает количество разбирательств. Первая причина - это консерватизм участников строительства, которые в силу возраста и своего восприятия имеют определенные поведенческие и воспитательные особенности.

У большинства руководителей ярко выраженно соперничество, каждая из сторон стремится к абсолютной победе, следовательно, в этом случае договориться очень проблематично, потому что есть уверенность, что «я точно выиграю в суде, докажу свою позицию, и мне не важно, сохраню ли я репутацию, одним иском больше другим иском меньше». Также зачастую встречаются скрытые моменты, а порой и грязные методы, связанные с уходом от оплаты. Еще одна из причин - доступность и дешевизна судебного разбирательства. Кто-то может со мной поспорить, потому что для субподрядчика госпошлина 150 тысяч рублей является существенным вложением, но для генподрядчика это маленькая сумма, поэтому ему выгодно судиться, а в случае выигрыша субподрядчик ничего не получит.

123421.jpg

[МП] Каких споров больше, между какими сторонами: строители - государство, строители - потребители, государство - граждане, управляющие компании-жители? В чем особенности каждого вида конфликтов?

Здесь нет конкретных статистических данных, мы можем опираться только на свой собственный опыт и опыт коллег в этой части. Если говорить про споры «Строители – государство», я бы сказала, что это единичные случаи.

«Строители-потребители» - да, у нас очень часто судятся дольщики, только вступившие в права собственности. Причины – не вовремя сданный объект, уменьшение квадратуры, существенные нарушения в отделке. Если говорить о сторонах «Государство-граждане», то чаще всего граждане судятся по административным искам, связанным с выселением из ветхого и аварийного жилья, поэтому это тоже маленький процент споров, т.к. государство все же старается урегулировать вопрос с компенсациями, или предоставлением жилья еще до начала судебного разбирательства.

На сегодняшний момент участились случаи неуплаты коммунальных платежей, поэтому в случае «Управляющие компании-жители» большой процент споров. В каждом случае есть стадии развития конфликта, и у каждого человека есть своя стратегия поведения в нем (к примеру, соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс) и следовательно, именно личная составляющая играет большую роль.

[МП] Поделитесь успешными примерами разрешения таких конфликтов до суда с вашей помощью или ваших коллег? 

Если мы говорим про споры в строительстве, их можно условно разделить по категориям: это отказ заказчика от приемки работ, неподписание актов выполненных работ, изменение стоимости договора, несогласование с заказчиком сметы, штрафные санкции, просрочка и другие. И как мы понимаем, лучшая медиация происходит тогда, когда есть профилактика.

Это означает, что на этапе выстраивания коммуникации между участниками необходимо включение в договор медиативной оговорки. Это важно, потому что именно на этой стадии мы как раз-таки профилактируем моменты, связанные с последующими негативными событиями. Поэтому обязательно подписываем договор строительного подряда, ведь действительно встречаются случаи, когда люди работают без договора, потому что входят в эти отношения на эмоциях и на доверии.

В договоре прописывается четкий алгоритм действий по его исполнению, а также их порядок в случае возникновения конфликта. Именно в этом случае стороны чаще всего готовы к переговорам, а медиация проходит успешно. Если же этого не случилось, возвращаемся к рассказанному ранее (пункт 2), ведь 90 % проведенных мной медиаций оказались успешными.

[МП] В чем выгода привлечения медиатора для решения споров? Кто и каким образом может его привлечь? Где и как искать?

Прежде всего выгода в том, что медиация помогает выполнить условия договора в установленный срок. Если соблюдены интересы сторон, будут подписаны закрывающие документы, будут вовремя получены денежные средства, сохранена репутация, а на сайтах арбитражных судов не будет числиться наименование вашей организации. Помним, что сейчас легко можно проверить контрагента по любым базам на наличие судов. И, конечно, самое главное, это получение прибыли. Бизнес направлен на ее получение, за счет чего идет удовлетворение интересов сторон.

Сегодня мы можем найти медиатора на сайте судов в отдельном разделе, можем обратиться в профессиональное сообщество медиаторов. В Москве эти задачи решает Торгово-промышленная палата (у них есть комитет по внесудебному регулированию споров), также есть Центр медиации при РСПП. Вы без труда можете найти специалиста, пользуясь поисковиком или по рекомендации проверенных людей. Но опять же я повторюсь - выбирайте проверенных, и лучше это делать через госорганы, которые уже сотрудничают с медиаторами.

[МП] Каким должен быть медиатор, в частности, в сфере строительства и ЖКХ? Как найти хорошего специалиста? Есть ли требования для них? 

Во-первых, медиатор - это изначально обязательно юрист по образованию. Это мое субъективное мнение. Это профессионал, который работает на совмещении профессий. Специалист, у которого есть дополнительное образование, он прошел повышение по психологии, по конфликтологии, и, соответственно, обладает этими навыками.

Кроме того, у медиатора должен быть предпринимательский подход. Он не может просто рассматривать медиацию в строительном подряде отдельно как урегулирование спора. Это не спор - это бизнес. Это фактически как ребенок этого человека, мы не можем ему навредить, но должны сделать все, чтобы он вышел из этой процедуры с максимальной выгодой. То есть ключевой момент - медиатор должен видеть выгоду.

Да, к медиаторам предъявляются определенные требования, которые установлены действующим законодательством (Статья 15 ФЗ №193), где четко говорится о том, что медиатор должен быть совершеннолетним и у него должна отсутствовать судимость. Базовые требования, которые должны быть у медиатора: наличие высшего образования, наличие повышения квалификации по нескольким категориям (если мы говорим про строительство, повышение квалификации в этой области обязательно для понимания специфики отрасли), понимание жестов, мимики, физиогномики, особенностей личности, профайлинг.

На мой взгляд, в регулирование работы медиаторов необходимо добавить кодекс профессиональной этики, который четко будет регламентировать деятельность, которая так стремительно развивается.

1235.jpg

[МП] Есть ли успешный зарубежный опыт и можно ли его использовать в России?

Если мы говорим про зарубежный опыт, то он очень хорошо описан в книге Дэвида Ричбелла «Медиация в строительном и девелоперском бизнесе». Но по моему субъективному мнению, у России свой собственный путь, и внедрение зарубежных практик весьма проблематично. К тому же, строительство тесно связано с социально-экономическими аспектами, а они очень отличаются от опыта зарубежных стран в этой части. Поэтому все же лучше брать в основу российское законодательство, его нормы и принципы.

[МП] Каковы ваши прогнозы по развитию сферы в нашей стране?

На сегодняшний день институт медиации активно внедряется и расширяется. У нас есть рекомендации от Президента и от Минюста о еще большем его развитии и внедрении в школах. Перспектива колоссальная.

Уже сейчас в рамках исследования РБК медиатор социальных конфликтов - это профессия будущего. Следовательно, уже закреплено официально, что она важна и нужна, поэтому идет регламентация этой деятельности. Это сравнительно недавний институт, но за 12 лет накоплен уже большой объем знаний. Я застала момент, когда для медиатора было достаточно 110 часов, потом стало обязательно 252 часа, затем повышение квалификации в различных отраслях. Сегодня необходим целый комплекс теоретических и практических часов, которые подтверждают вашу компетенцию.

[МП] Что-по вашему, стоит улучшить, изменить в законодательном регулировании медиации, в частности, в сфере строительства и ЖКХ? Какие нормативные акты дополнить или внедрить?

Сразу отмечу, что в Госдуму уже поступал законопроект о введении онлайн-сервиса урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей. Предполагалось, что процедуры урегулирования споров с его использованием должны осуществляться на основе принципов добросовестности, законности и беспристрастности независимых лиц.

Онлайн-сервис для рассмотрения споров, на мой взгляд, очень удачная идея. И придуман для того, чтобы облегчить человеку жизнь, следовательно, за этими инструментами будущее. Ведение процедуры в дистанционном формате - это важно. Это оптимизация процессов, которая упростит диагностику, проведет систематизацию данных. В будущем единая площадка может обеспечить онлайн-переговоры, доступ к услугам, сформирует единую систему проверенных медиаторов. Что в дальнейшем позволит оказывать образовательные услуги, потому что повышать квалификацию необходимо именно у компетентных специалистов.

Я считаю, что все эти действия направлены именно на формирование культуры медиации, которая обязательно будет прозрачной.