Зачем российским стройкам рабочие из Северной Кореи?

Зачем российским стройкам рабочие из Северной Кореи?

Зачем российским стройкам рабочие из Северной Кореи?
Зачем российским стройкам рабочие из Северной Кореи?
В миграционной политике нашей страны грядут перемены. В правительстве России начали рассматривать потенциальную возможность привлечения рабочей силы из Северной Кореи, а не делать ставку на трудовые ресурсы рабочих из Средней Азии. Помощь специалистов из КНДР на стройках страны придется, по мнению застройщиков, как нельзя кстати.

Северокорейцы приезжают в Россию на заработки уже более 70 лет, поэтому рабочих из КНДР можно встретить в разных уголках нашей страны – от Москвы до Владивостока. По данным Федеральной миграционной службы, в 2022 году на территории России их трудилось свыше 31 тыс. человек, в подавляющем большинстве – это семейные мужчины от 30 лет и старше.

В конце 2023 года глава министерства строительства Новосибирской области Алексей Колмаков подал заявку на привлечение в регион 2 000 специалистов строительной отрасли из КНДР. Он рассказал об этом на встрече с журналистами в пресс-центре ТАСС. Специалисты из Кореи понадобятся для устранения дефицита, возникшего на рынке труда. Всего же нехватка кадров в сфере строительства в Новосибирской области, лидирующей на строительном рынке Сибири, составляет около 5 тыс. человек (примерно 13% от числа занятых). Больше всего в отрасли дефицит специалистов рабочих профессий.

Впрочем, статистика такова, что только за первый квартал 2023 года с целью работы в Россию въехало 1,3 млн иностранцев. Об этом свидетельствуют данные ФСБ, опубликованные в Единой межведомственной информационно-статистической системе, которую курирует Росстат. Это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года.

Однако, как отмечают правоохранительные и силовые структуры, массовый завоз рабочей силы из среднеазиатских республик привел к внутрисоциальным проблемам. Первоначально местные власти их игнорировали, но проблемы лишь увеличивались. Дело дошло до самого Патриарха, выступившего с речью на Всемирном русском народном соборе. Он отметил, что последствия привлечения большого числа людей совершенно другой культуры и привычек грозят формированием религиозных ячеек и этнических кланов. За 30 лет после развала СССР –
государства, где все жили под одной крышей, в бывших советских республиках подрастает второе поколение людей, воспитанных на иных принципах общественного бытия, выросших в иных условиях.

Группируясь, наемные рабочие из Средней Азии образуют мигрантские окраины в крупных городах, в том числе в столице, где у них периодически возникают конфликты между собой и с недовольным их поведением местными жителями. Взять хотя бы разборки предыдущих лет в ЖК «Татьянин парк» в Новой Москве.

В этом плане у рабочих из КНДР, по мнению экспертов, большое преимущество – они находятся под строгим надзором партийных органов своей страны, приезжая в Россию на конкретные работы, на конкретный срок. Как правило, они не пытаются остаться в нашей стране жить, не формируют ОПГ и не пытаются коррумпировать надзорные ведомства. А также безразличны к вопросам радикализма, ведут себя сдержанно и скромно.

Как утверждают специалисты по КНДР, у подавляющего большинства корейцев, работавших в России, остаются крайне позитивные воспоминания о нашей стране. Однако чтобы перейти от слов к делу в части привлечения большого числа северокорейских рабочих в строительную отрасль, промышленность, сельское хозяйство, где требуются рабочие руки, прежде всего необходимо восстановить действие межправительственного соглашения «О временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства» от 31 августа 2007 года, обеспечивающего высокий уровень квоты, говорит доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ имени Плеханова Ильяс Зарипов.

«Северокорейцы исторически подтверждают производственную эффективность, выполняя штукатурные, бетонные и отделочные работы, а также связанные с укладкой плитки, формированием декоративных фасадов. Показывая при этом высокую производительность труда, от которой зависит и заработок конкретного рабочего, поскольку он получает сдельную оплату. Но при этом взаимоотношения осуществляются исключительно между юридическими лицами, поэтому все расчеты максимально прозрачные. Кроме того, это высокоорганизованная рабочая сила с отличным уровнем дисциплины», – пояснил президент ассоциации «Национальное объединение строителей», член Общественного совета при Минстрое России Антон Глушков.

Впрочем, еще в 2022 году вице-премьер России Марат Хуснуллин, прочувствовав ситуацию, предлагал задействовать в строительстве 20–50 тыс. северокорейских рабочих. Дело в том, что подобного рода сотрудничество является крайне выгодным для обеих стран. КНДР получает за рабочих необходимую ее экономике валюту, Россия – постоянно увеличивающийся поток недорогой рабочей силы. Довольны и сами корейцы, которые зарабатывают неплохие, по их меркам, деньги.

Многие из них ради места, скажем, каменщика на российской стройке отказываются от престижных профессий у себя дома.

В России граждане КНДР работают в среднем по 12 часов в день, шесть дней в неделю. Трудятся в нашей стране они от трех до пяти лет. Однако за это время успевают скопить несколько тысяч долларов и, вернувшись с деньгами в КНДР, меняют свою жизнь в лучшую сторону. С такой суммой рядовой северокореец, например, запросто может стать предпринимателем, поскольку денег хватит на фактически пожизненную аренду точки на рынке в столичном Пхеньяне.