Задачи со многими неизвестными успешно решают реставраторы, возвращая зданиям столицы первоначальный облик

Задачи со многими неизвестными успешно решают реставраторы, возвращая зданиям столицы первоначальный облик

Задачи со многими неизвестными успешно решают реставраторы, возвращая зданиям столицы первоначальный облик
Задачи со многими неизвестными успешно решают реставраторы, возвращая зданиям столицы первоначальный облик
Московский культурный бэкграунд глубок и разнообразен. В этом плавильном котле цивилизаций причудливым образом перемешаны стили и эпохи, направления и тренды. Чтобы разобраться в этом хитросплетении судеб, тенденций и событий столетней, а порой и восьмисотлетней давности, нужно обладать недюжинной эрудицией. Еще большее восхищение вызывают те, кто способен скрупулезным образом воссоздавать образы минувшего. «МП» предлагает вместе с реставраторами совершить вояж в многовековую историю столицы.

ПАЛАТЫ БОЯР РОМАНОВЫХ
Улица Варварка, дом 10

Древнейшая сохранившаяся гражданская постройка на территории Москвы относится к XV веку. Историки предполагают, что в этом доме в 1596 году родился будущий первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович. После его вступления на престол в 1613 году дом на Варварке получил название «Старый государев двор». Больше 200 лет им распоряжались монахи из Знаменского мужского монастыря. В 1856 году император Александр II подписал указ о воссоздании палат и организации в них музея «Дом бояр Романовых». Событие знаковое – впервые в Москве была проведена научная реставрация, а руководил ею Федор Рихтер.

Он провел тщательные обмеры, обнаружил два сохранившихся этажа: белокаменный и кирпичный подвалы конца XV – начала XVI века, подклет и средний этаж XVII века. В ходе этой, по сути, первой реставрации был возвращен изначальный облик боярского дома XVI–XVII веков с воссозданием утраченных архитектурных элементов и интерьеров. К примеру, была возведена деревянная горница, устроены изразцовые печи, оформлены так называемый кабинет боярина, трапезная и другие помещения.
В XX веке палаты тоже подверглись нескольким реставрациям, а самая последняя была в 2017 году. Специалисты восстановили фасады флигеля и кирпичную кладку стен, белокаменные полы и своды, обмазки и штукатурное покрытие потолков, красочное покрытие стен, ориентируясь на проект Рихтера. Особого внимания заслуживает уникальный бриллиантовый руст палат. Этот вид росписи создает визуальный объем. Реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы в точности повторить задумку старых мастеров. В результате палатам бояр Романовых вернули исторический облик.

ОСОБНЯК НОСОВА
Улица Электрозаводская, дом 12, строение 1

Необычное здание в стиле модерн с асимметричным фасадом и скругленной входной группой было построено знаменитым архитектором Львом Кекушевым для купца Василия Носова. До 1935 года дом сохранялся в неизменном виде благодаря открытому в нем Пролетарскому музею Благуше-Лефортовского района, потом музей перестал существовать. Помещение попеременно занимали Дворец пионеров, детский сад и общежитие рабочих ткацкой фабрики. Понятно, что после таких «квартирантов» требовалась серьезная реставрация, которая началась в 1991 году.

К сожалению, довольно скоро стало понятно, что она была неудачной. Появились проблемы с кровлей, по фасаду пошли трещины. Пришлось браться за дело заново. Работы, которые завершились в 2015 году, включали в себя покраску и ремонт штукатурной поверхности фасадов. Деревянные конструкции, мансарды, кровли и веранды были обработаны огнезащитными и антисептическими покрытиями. Специалистам удалось практически полностью сохранить историческую планировку и отделку интерьеров, а также элементы мебели.

МУЗЕЙ-УСАДЬБА «ОСТАФЬЕВО»
Поселение Рязановское, село Остафьево

Архитектурно-парковый ансамбль русской усадьбы конца XVIII – начала XIX века – самая известная усадьба на территории Новой Москвы. А ее реставрация признана одной из лучших. Александр Пушкин окрестил это место русским Парнасом. В XIX веке усадьба была местом встреч литературных гениев. Здесь гостили Василий Жуковский и Николай Гоголь, Александр Грибоедов, Денис Давыдов, Евгений Баратынский, Вильгельм Кюхельбекер и Адам Мицкевич. После революции усадьбу национализировали. В разное время здесь находились Музей дворянского быта, пионерский лагерь, во время войны размещался госпиталь, а с 1947 года – элитный дом отдыха Совета министров СССР. За это время интерьеры были утрачены, планировка изменена, а фасады сильно искажены и упрощены. Реставрация усадьбы заняла долгих 16 лет. За это время специалисты кропотливо воссоздавали фасады дворца и интерьеры главного дома по архивным документам, старым фотографиям и дошедшей до наших дней акварели, датируемой 1817 годом. Был восстановлен ряд утраченных элементов внешнего облика здания и устранены поздние наслоения. Проведена масштабная реставрация главного дома усадьбы. Специалисты восстановили лестничные пристройки во внутренних углах ризалитов со стороны паркового фасада, парадную лестницу и террасу южного фасада, раскрыли колоннады, застекленные в период существования дома отдыха.

Вертикальной доминантой дворца стал бельведер, разобранный из-за ветхости еще в 60-е годы XIX века. Реставраторы вспоминают, что при натурных исследованиях удалось найти очень мало данных. Тем не менее у них оказался сохранившийся проект 1799 года, который помог справиться с задачей. Были устранены все наслоения советского периода, добавлены архитектурные элементы, соответствующие русскому классицизму, в частности, школе Матвея Казакова, которые придали фасадам завершенный вид. Преобразилась и территория вокруг дворца. В усадьбе воссоздали регулярный и пейзажный парки, Марсово поле, высадили хвойную рощу, липовую рощу кенконс (прием расположения деревьев в шахматном порядке).

ДОМ ПАНТЕЛЕЕВА
Улица Земляной Вал, дом 56, строение 3

Особняк в стиле классицизма приобрел известность в Москве как «дом с лепниной» в конце XIX века, когда его хозяином стал богатый крестьянин из Владимирской губернии Филипп Пантелеев. Предприниматель превратил дом в своеобразную витрину своей продукции – гипсового декора. Вся лепнина в стиле барокко для дома изготавливалась в мастерской, расположенной в усадьбе. На главном фасаде появилось множество женских и львиных масок, скульптуры купидонов и фигура орла. Вместе с домом в едином стилистическом ключе выстроили каменную ограду и ворота, украшенные скульптурой и вазонами.
Внутри дома находилась пышно отделанная квартира хозяина, а в пристройке располагалась оранжерея. После революции усадьбу занимали разные учреждения, в 1950-е годы большую часть дворовых построек снесли, однако дом уцелел и сейчас считается объектом культурного наследия. В 2020 году началась научная реставрация, в процессе которой «отрылись» многие детали интерьеров. Реставраторы обнаружили декор из искусственного мрамора и художественный паркет, а также две изразцовые печи и мозаичный пол из мраморной крошки, скрытый за современной отделкой. Под 15 слоями краски даже удалось отыскать первоначальный оттенок стен фасада – мягкий персиковый. По архивным материалам специалисты воссоздали две женские статуи, межэтажный карниз, а также фронтон с фигуркой купидона и мозаичное панно.

РЕСТОРАН «ВОЛГА-ВОЛГА»
Ленинградское шоссе, дом 51

Реставраторам приходится обращаться не только к «преданьям старины глубокой», но и к архитектурным памятникам более поздних эпох. Например, историческому зданию Северного речного вокзала, построенного в 1937 году на берегу Химкинского водохранилища. Строение в стиле сталинского ампира стало одним из советских символов города. В 2010 году здание закрыли из-за аварийного состояния. А в 2017-м его передали в собственность города, после чего началась его реставрация, в работах принимали участие около 400 специалистов со всей страны. После реставрации в вокзале возобновил работу ресторан «Волга-Волга», визуальная концепция которого полностью соответствует знаменитой кинокомедии 1930-х годов. В интерьере ресторана торжественное убранство гармонично сочетается с современной дизайнерской мебелью. Ресторан «Волга-Волга» предлагает русско-советскую кухню в новом прочтении.