Ни звука

Ни звука

Ни звука
Ни звука
Городские власти ищут средства борьбы со сверхнормативным шумом

70% территории Москвы подвержено так называемому сверхнормативному шуму. Грохот строек, гул автомобилей, особенно в ночное время, – сильнейшие раздражители. 25 июня завершился международный этап открытого запроса правительства Москвы по снижению уровня шума от автотранспорта.

Основным источником шума в столице является автотранспорт – как по площади воздействия, так и по уровню превышения норм. Так, на территориях, расположенных в непосредственной близости к автотрассам, превышение допустимого уровня шума достигает 20–25 дБА (децибелов акустических).
«В городе проводятся работы по строительству шумозащитных экранов, установке в домах стеклопакетов с повышенными звукоизолирующими свойствами, высадке зеленых насаждений, – напоминает заместитель генерального директора Центра инновационного развития Москвы (ЦИР) Алексей Парабучев. – Кроме того, при капитальном ремонте дорог эпизодически применяются дополнительные резинобитумные вяжущие добавки».
И все же, по мнению специалиста, реализуемые на сегодняшний день мероприятия не обеспечивают масштабного снижения шума. Ни одно решение, применяемое на улицах столицы, нельзя назвать полностью успешным. Зеленые насаждения плохо приживаются в городских условиях.
Используемые за пределами Садового кольца шумозащитные щиты по своему внешнему виду неприемлемы для центральной части города. К тому же они закрывают от шума лишь первые этажи домов, но не решают задачу для тех, кто живет выше, и звук, отталкиваясь от щита, поднимается вверх, создавая при этом эффект колодца.
Весной прошлого года департамент науки, промышленной политики и предпринимательства совместно с департаментом природопользования и охраны окружающей среды объявили об открытом международном запросе с целью поиска решений для снижения уровня шума в городе. Лучшая разработка получит возможность пилотного внедрения с целью оценки перспективности ее использования в масштабах столицы.
Открытый запрос реализовался через международную программу Living Lab Global Award, участниками которой являются более 50 городов, включая такие крупнейшие мировые инновационные центры, как Барселона, Лондон, Париж, Сан-Франциско, Бостон, Рио-де-Жанейро, Мехико и другие.
В финал конкурса вышли 5 из 24 проектов. В основе технологии «Свистящий камень» голландской компании лежит бетонный элемент – «рассеиватель». Он устанавливается на одном уровне с дорожным полотном вдоль магистрали. «Рассеиватель» не поглощает шум, а направляет его строго вверх. Другой проект называется «Бесшумный самовосстанавливающийся асфальт». Его тоже разработали в Нидерландах. К дренирующему асфальтобетону на дороге добавляется стальная фибра, что создает значительный шумоподавляющий эффект. При этом усовершенствованный асфальтобетон становится гораздо долговечнее.
Шумопоглощающее ограждение NAG датские инженеры предлагают использовать вместо обычных ограждений и шумозащитных барьеров. Для получения результата не нужно снижать интенсивность дорожного движения, использовать бесшумное дорожное покрытие, а также увеличивать расстояние между дорогой или стройкой и домами. Тестирование показало, что ограждения NAG снижает уровень шума на 30%.
Итальянские исследователи рекомендовали использовать в Москве фотоэлектрический шумопоглощающий барьер Sound Solar Panel. Он совмещает акустическую и электрическую технологии – одновременно с производством энергии защищает от шума. Генерируемая энергия может быть использована для освещения общественных мест и для зарядки электромобилей.
Еще одно устройство – австрийская система шумоподавления SONO. Она помещается на окне и улавливает небольшие звуковые колебания на поверхности стекла. Устройство компенсирует вибрации и снижает уровень проникающего в дом шума.
На церемонии награждения, состоявшейся в Лондоне, министр столичного правительства Алексей Комиссаров вручил сертификаты разработчикам SONO (номинация «Инновационное решение»), Sound Solar Panel (номинация «Экологичное решение») и NAG (номинация «Практичное решение»).
Однако реального воплощения в жизнь ни одна из разработок не получила, поскольку, по мнению членов жюри, «они обеспечивают эффективное шумоподавление лишь для ограниченного числа городских территорий, тогда как Москве требуются решения, имеющие потенциал использования в масштабах всего города».
В результате департамент природопользования и департамент науки пришли к выводу о необходимости проведения расширенного этапа конкурса технологий по снижению автомобильного шума. В нем примут участие и российские инженеры. Старт конкурса запланирован на осень 2014 года.

Теги: #