«Беремся осуществить проект, которым Москва будет гордиться» - Московская перспектива
«Беремся осуществить проект, которым Москва будет гордиться»

«Беремся осуществить проект, которым Москва будет гордиться»

«Беремся осуществить проект, которым Москва будет гордиться»
«Беремся осуществить проект,  которым Москва будет гордиться»
Валерий Забелин о том, что такое качественное жилье и каким станет «Полуостров ЗИЛ» с точки зрения «Группы ЛСР»

В ближайшее время на территории ЗИЛа начнутся работы – на площадку выйдут строители «Группы ЛСР», которая выиграла конкурс на реновацию 65 гектаров самой крупной в Москве промзоны. Чтобы поближе познакомиться с компанией, которая играет все более значимую роль в московском строительном бизнесе, обозреватель «Московской перспективы» Юлия Игнатьева побеседовала с управляющим компанией «ЛСР. Недвижимость-Москва» Валерием Забелиным.

Империя по кирпичикам

Валерий Викторович, что означает аббревиатура в названии группы? Лучшие среди равных или что-то в этом духе?

– Возможно, и так, мы тоже иногда задумываемся над этим. Но в шутку. На самом деле эта аббревиатура историческая, память о самом первом «кирпичике», из которого выросла наша компания. Еще в советские времена был такой трест – Ленстройреконструкция. С него начиналась «Группа ЛСР», и сегодня это огромная организация – у нас трудится более 15 тысяч человек. Мы работаем в нескольких крупнейших регионах: в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге, в Ленинградской, Московской и Свердловской областях.

Целая империя.

– Наверное, это слишком громко. Но если объективно, то «Группа ЛСР» – это одно из крупнейших предприятий строительной отрасли России. Предприятие полного цикла. Есть подразделения, добывающие щебень и песок для наших строек, собственное производство строительных материалов: цемента, бетона, железобетонных изделий, из которых строим наши дома. Есть собственные проектировщики и, конечно, строительные подразделения.

Компания родилась в 1993 году, ей больше 20 лет – для новой России довольно солидный возраст. А когда вы пришли в Москву?

– В 2001 году. Наши первые проекты в столичном регионе уже давно построены. Например, здание, в котором мы сейчас находимся, – «Дом на Давыдковской» – один из первых наших объектов. Наряду с ним – клубный жилой квартал «Грюнвальд» на Сколковском шоссе. Потом мы начали подтягивать сюда свое производство. После полной реконструкции был запущен домостроительный комбинат, который ранее приобрела Группа. Сегодня там работают новые линии по производству железобетонных изделий. Открыли заводы по производству бетона. И с тех пор наращиваем наше участие в строительной отрасли региона.

Каких показателей в этой части удалось достичь?

– Суммарный объем строительства в нашем портфеле заказов в Московском регионе составляет примерно 2 млн кв. метров. Это не включая ЗИЛ – еще 1,5 млн кв. метров недвижимости.

Космические цифры по нынешним временам.

– Наверное, да, но проектов много, и они реализуются не единовременно. Поэтому большие цифры нас не пугают. Главное – правильно распределить усилия по дистанции, с умом организовать процесс.

В Московском регионе вы строите главным образом объекты бизнес-класса?
– Здесь следует говорить о Москве и области отдельно. В Московской области мы в основном строим более доступное жилье. В стадии реализации находятся жилые комплексы «Новое Домодедово», «Нахабино Ясное», «Новое Нахабино» – это объекты индустриального домостроения. В Москве же мы строим преимущественно здания бизнес-класса. Сейчас в работе жилой комплекс «Донской Олимп», есть еще два объекта в старой и новой Москве, которые я пока не называю.

Типовое и нетипичное

Вы могли бы сформулировать свои эксклюзивные преимущества на нашем рынке?

– Думаю, у нас есть несколько особенностей, которые можно назвать фирменным стилем «Группы ЛСР». Как я уже сказал, мы компания полного цикла, начиная от производства стройматериалов и заканчивая проектированием и строительством. Мы все делаем самостоятельно. Это дает возможность контролировать качество на всех этапах процесса. То есть в приоритете – высокое качество наших объектов. Второе преимущество – наши технологии, которые позволяют даже в массовом сегменте делать красивые, теплые, современные дома.

Что это за технологии?

– Прежде всего речь о бесшовной технологии, которая применяется на наших заводах. Наш «заводской» дом, созданный по бесшовной технологии, внешне мало отличается от монолитных домов. Мы, например, часто используем вентилируемые фасады различной цветовой гаммы, в результате весь район визуально воспринимается совсем по-другому. Мы строим не типовые спальные многоэтажки, а красивые яркие районы.

Но все равно это не индивидуальные проекты.

– Бесшовная технология – когда из щелей не дует, просто потому что этих щелей нет, – это особенность нашей технологии. Как и понимание квартирографии – благодаря гибкой технологии мы можем делать потолки выше стандартных и любую планировку от студий до больших квартир. Построенные «Группой ЛСР» «заводские» дома можно воспринимать как индивидуальные, потому что они только наши, они обладают своей индивидуальностью. Конечно, по сути, это типовое домостроение. Но оно максимально приближено к нынешнему рынку, к требованиям, которые сейчас диктует потребитель: надежность, современность, красота.

Многолетний опыт – тоже сильная сторона.

– Безусловно. Мы более 20 лет работаем на рынке, и это дает нам немалые преимущества. Есть еще важное обстоятельство. Поскольку мы работаем в разных регионах, у нас есть возможность получить эффект синергии. Во всех регионах мы используем одинаковую технологию, что позволяет собирать в каждом новом проекте самое лучшее на данный момент.

Власти активно реализуют программы по строительству жилья для бюджетников. В московском госзаказе вам интересно было бы участвовать?

– Сегодня в Москве возводится много инфраструктурных объектов – транспортных, инженерных. Мы же в первую очередь жилищники. Безусловно, при комплексном освоении территорий мы строим все: и жилье, и сопутствующую инфраструктуру, и социальные объекты. В той степени, в которой это необходимо для обеспечения высокого качества жизни.

Оцените уровень, на котором находится жилищное домостроение в Московском регионе. Не слишком ли много у нас строится панельного жилья?

– Это отдельная большая тема. Надо понимать, что рынок Москвы и области очень емкий, наверное, самый емкий в нашей стране, в Европе и один из самых емких в мире. Он требует квадратных метров. Такой рынок переваривает что угодно – жилье любого качества, на любой кошелек. Конечно, многие серии типового домостроения давно устарели. И мы видим и поддерживаем усилия московских и подмосковных властей, направленные на то, чтобы остановить этот поток. В этом плане наши дома выгодно отличаются как современными технологиями, так и потребительскими качествами, среди которых не последнее место занимает эстетическая привлекательность зданий.

Наверное, в бизнес-классе соревноваться еще сложнее.

– Наоборот. В бизнес-классе вас почти ничто не ограничивает. Стройте то, на что фантазии хватает. Типовое домостроение – это ремесло. В ремесле труднее стать мастером – много технологических ограничений. Создавать нетиповые дома в типовых сериях – вот что самое сложное.

Москвичи полюбят ЗИЛ

Впереди у вас «стройка века» – ЗИЛ. Чем привлек этот проект компанию?

– Масштабом, местом расположения, значимостью для города. Таких площадок в Москве не было очень давно, и когда будет следующая, неизвестно. Возможно, пройдут десятилетия. Мы получили шанс показать все возможности Группы, ее философию, социальную направленность. Мы беремся осуществить проект, за который не будет стыдно ни перед городом, ни перед людьми. Москва будет им гордиться.

Стройкомплекс Москвы назвал ориентировочную сумму, в которую обойдется реализация этого проекта, – 134 млрд рублей. Вы с ней согласны?

– Пока мы не забегаем вперед с оценками. С развитием проекта цифры будут уточняться. Срок окончания работ определен городом – это конец 2022 года. Мы уверены в том, что проект будет рентабельным, выгодным для нас – иначе мы бы в него не пошли. Срок окупаемости зависит от нас, от того, как мы будем работать, чем мы наполним эту территорию.

И чем же?

– Реальной жизнью, если можно так сказать. Безусловно, есть какие-то внешние факторы, которые могут повлиять на ситуацию, но я сейчас говорю о том, что на 100 процентов зависит от нас. На сегодняшний день город определил, что общая площадь застройки составит примерно 1,5 млн кв. метров, в том числе жилья и апартаментов – около 950 тыс. кв. метров. Все остальное – нежилые помещения: паркинги, объекты логистики, общественные здания. Мы хотим наполнить этот проект тем, что повысит комфорт проживания и пребывания на этой территории. Собираемся максимально расширить рекреационную, спортивную, культурную часть, сферу услуг. Вы знаете, что город строит там большой транспортно-пересадочный узел, который будет включать станцию метро «Технопарк». Туда будут ездить со всей Москвы, чтобы отдыхать, гулять, получать культурные впечатления. Мы должны создать для этого все условия. Благоустроить набережную, центральную улицу, наполнить ее небольшими ресторанами, магазинами – никаких огромных торговых центров, громадных офисных зданий мы не планируем. Там должно быть уютно.

Но соблазнительно, наверное, построить офисы класса «А» с видом на Москву-реку…

– Офисы класса «А» с видом на реку там уже есть – с другой стороны. На бывшей территории ЗИЛа мы создадим нечто иное – среду, дружелюбную к людям, богатую культурными, спортивными, досуговыми объектами.

Архитектурную концепцию этой застройки разработала Группа «Меганом» Юрия Григоряна. Концепцию обсуждала общественность еще до конкурса. Она сохранится?

– Вместе с Юрием Григоряном мы сейчас работаем над уточнением концепции. Сохраняя все заданные городом параметры, мы хотим максимально конкретизировать эту концепцию в сторону повышения уровня комфорта. Что это означает, вы скоро увидите – в ближайшие несколько месяцев работа будет завершена. Заранее скажу, получится красивый, солнечный, удобный столичный район. Жилой сегмент позиционируется как бизнес-класс, но ничего запредельного там не будет. Приобрести эту недвижимость сможет позволить себе достаточно широкий круг покупателей.

Предполагается, что на территории автозавода должно быть создано свыше 40 тысяч рабочих мест.

– 43 тысячи рабочих мест – это то, что планирует город на всем так называемом «Полуострове ЗИЛ». В нашей части застройки рабочие места также будут созданы. Но преимущественно в сферах, необходимых для повседневной жизни людей. В сфере обслуживания, рекреации, культуры.

На какой стадии сейчас находится работа? Насколько тесно вы контактируете с городом?

– Координация с городом – это первостепенная задача. В данном проекте за бюджетные средства строится ряд объектов социальной инфраструктуры, дороги. Поэтому мы стремимся идти в ногу с городом и даже опережать его, поскольку должны заранее освободить и передать городу часть территории. Сегодня идет полноценная работа над проектом: начало проектирования, формирование участков, подготовка к демонтажу. Этапы реализации уже определены, сейчас уточняем каждый из них. На площадку намерены выйти уже в ближайшее время.

Планируете ли привлекать к проектированию другие организации, архитекторов?

– Безусловно. Будем привлекать российских и зарубежных проектировщиков и консультантов, имеющих мировой опыт. Это уникальный объект, известный, наверное, уже во всем мире, поэтому мы обязательно будем подробно информировать о ходе его реализации.

Складывается впечатление, что вы уже полюбили это место.

– Мы хотим, чтобы и москвичи его полюбили, и все сделаем для этого. Это не пустые слова. Мы понимаем, что подобный по масштабу и значимости проект бывает у компании один раз в жизни.

Валерий Викторович, наша беседа будет опубликована накануне Дня строителя. Найдутся у вас особенные слова в адрес коллег?

– Я хочу пожелать всем строителям быть патриотами города, где они живут и работают. Только тогда люди будут высоко ценить нашу работу. Если ты патриот места, в котором строишь, ты не сможешь сделать свою работу плохо. Наша задача как строителей – не просто создавать квадратные метры, а строить объекты, за которые не будет стыдно, строить так, чтобы гордиться своей работой.

Теги: #