Быстрое течение

Быстрое течение

Быстрое течение
Быстрое течение
В ближайшем будущем Москва-река станет оживленной «улицей» города

В 2015 году в столице начнется реализация нового масштабного проекта, связанного с реабилитацией городских набережных и застройкой территорий, тяготеющих к Москве-реке. За основу будет взята концепция архитектурного бюро «Меганом», победившая на международном конкурсе. Она предусматривает обустройство общественных зон вдоль Москвы-реки, строительство новых пешеходных мостов и 37 портов, похожих на площадь Сан-Марко в Венеции. Первый этап рассчитан до 2018 года и не потребует больших затрат: упор планируется сделать на улучшении качества воды и «точечных» проектах типа ЦПКиО им. Горького.

Конкурс на разработку концепции благоустройства городских набережных и прилегающих к ним территорий столичные власти объявили летом 2014 года. На отборочный этап были поданы заявки от 216 компаний из 15 стран мира, из которых до финала добрались шесть: две из России, по одной из США, Голландии, Испании и Китая. Победитель должен был быть назван после 14 декабря, но чиновники поторопились. Церемонию награждения (напомним, что каждый финалист за свою работу получал по 4 млн руб., победитель еще 6 млн руб.) решили приурочить к форуму урбанистики, проходившему в Москве 11–12 декабря. Жюри, в которое наряду с членами правительства Москвы входили иностранные специалисты, единогласно признало лучшей концепцию архитектурного бюро «Меганом», возглавляемого Юрием Григоряном. Его предложения будут взяты за основу при разработке градостроительной документации на конкретные территории, однако идеи других конкурсантов не останутся невостребованными. «Ни один труд, ни одно изыскание не останутся без внимания, мы постараемся в своей деятельности учитывать все проекты и все предложения», – заявил на церемонии награждения мэр Москвы Сергей Собянин. Он напомнил, что основная задача властей – сделать набережные комфортными и доступными для горожан. Именно поэтому они обратились за помощью к архитекторам и урбанистам.

«Опыт других мегаполисов показывает, что зона возле реки должна служить в первую очередь пешеходам, быть доступной для прогулок и отдыха, – отмечает глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. – В Москве пешеходам доступно только 7 процентов берегов Москвы-реки. А, например, в Лондоне – 76 процентов прибрежной полосы Темзы, в Париже доступность берегов Сены – 52 процента». Чтобы выйти на европейские показатели, российской столице придется заняться реорганизацией непрофильных промышленных и складских объектов, которые оккупировали значительную часть 200-километровой береговой линии, хотя бы частично освободить прибрежные территории от автомобильных дорог и развивать на воде речной транспорт – причем не только грузовой, но и общественный. «Река – это богатство мегаполиса, которым нужно гордиться, с которым нужно бережно обращаться, поскольку именно благодаря рекам эти города и возникли. К сожалению, вдоль Москвы-реки реки сложилось множество депрессивных территорий. Все это требует исправления», – подчеркивает Сергей Собянин.

Реализация концепции Меганома рассчитана на 20 лет и предусматривает разные стратегии развития прибрежных территорий для центра и периферии. В центре упор предлагается сделать на «привнесении природы в тело гранитных набережных». Тогда как на периферии, по словам руководителя победившей команды Юрия Григоряна, должна использоваться стратегия активации и интенсификации за счет размещения там «портов будущего» – культурно-рекреационных пространств, встроенных в систему пешеходных и транспортных связей, экологических технологий и программ городского партнерства. Господин Григорян сравнивает эти порты с площадью Сан-Марко в Венеции: там всегда много народа, работают кафе, музеи и другие точки притяжения горожан и туристов. Отдельный акцент делается на транспорте: архитекторы предлагают использовать свои порты как станции речных трамвайчиков.

Всего концепция предусматривает создание 11 «портов будущего» городского значения и 26 – районного значения. По замыслу архбюро, начинать их размещение нужно с юго-востока столицы, где находятся самые неблагополучные районы. «Можно начать с Капотни или с Марьина, где дешевое жилье и высокая плотность населения», – отмечает Юрий Григорян. Кроме того, «порты будущего» могут появиться в Мневниковской пойме и ММДЦ «Москва-Сити». В Мневниках после строительства там Парламентского центра команда Меганома предлагает создать «парламентские сады» из 10 парков с велодорожками и высокой травой и площадь-порт на воде, которая станет главным торговым и событийным центром полуострова. А в «Сити» проект может быть реализован на Краснопресненской набережной. «Мы думаем, ту зону, где сейчас парковка, превратить в двухэтажный стилобат, на крыше которого сделать порт, украшенный с помощью яркого оранжевого цвета», – говорит господин Григорян. Участникам конкурса было предложено внести отдельные предложения по ЗИЛу и району Строгино. Территорию бывшей промзоны Меганом предлагает разделить на три части: в первой зоне разместить торговые и общественные объекты, вторую отдать под офисы инновационных компаний, а третью – под кафе и «нависающие над водой дома» по образцу района Хафен-Сити в Гамбурге. В Строгине архитекторы спроектировали спорткомплекс из шести зданий, построенных вокруг озера с курсирующими по нему речными трамвайчиками.

Что касается центра Москвы, то, по мнению специалистов Меганома, там нужно немного сбавить темпы урбанизации и вернуться во времена наших предков, имевших свободный доступ к воде. Для этого на Москве-реке предлагается создать экологические острова, фильтрующие поверхностный сток: «вода попадает в лагуну между волнорезами и очищается, обходя остров», и засадить набережные, включая Кремлевскую, водными растениями, добавив много мягкой озерной зелени к гранитным берегам. «Растения будут не только радовать глаз, но и фильтровать воду», – поясняют авторы. По словам Юрия Григоряна, улучшение качества воды в Москве-реке должно стать первоочередным мероприятием в реализации концепции развития ее прибрежных территорий. На эти цели не понадобится больших финансовых затрат. «Первые решения я бы посвятил прекращению каких-либо сбросов в Москву-реку», – говорит архитектор и отмечает, что концепция предполагает сначала за небольшие средства активировать некоторые участки прибрежной зоны. «Мы знаем по парку Горького, что такие быстрые успехи могут быть достигнуты», – напоминает он. Кроме того, победители конкурса предложили столичным властям учредить новый городской праздник – День реки. Специальный день и приуроченные к нему мероприятия, по их мнению, «позволили бы напомнить горожанам, что в Москве есть река».

«Мы очень хотим, чтобы концепция Меганома не осталась идеей, чтобы из идеи пришли к практическому исполнению», – подчеркивает Марат Хуснуллин. По его словам, победившая команда будет дорабатывать свои предложения до апреля 2015 года, а реализация разбита на три этапа. До 2018 года планируется обустроить около 60 км набережных – частично это будет сделано за счет средств городского бюджета, выделяемых комплексу городского хозяйства, однако ряд работ возьмут на себя инвесторы. Например, компания «ЛСР», которая ведет большое строительство на территории ЗИЛа, профинансирует создание там набережной протяженностью 1 км с велосипедными и пешеходными дорожками. По словам главы стройкомплекса, она будет выполнена в стилистике, согласованной и утвержденной городскими властями. Также инвесторам скорее всего придется взять на себя благоустройство прибрежных территорий в Мневниках, поскольку проект развития поймы в настоящее время не предусматривает бюджетного финансирования. Второй этап рассчитан до 2025 года и включает реализацию более крупных проектов, в том числе по застройке бывших промзон, закончить все работы планируется в 2035 году.

По словам господина Хуснуллина, благодаря открытому конкурсу власти и жители получили иллюстрацию будущего Москвы-реки, варианты застройки ее берегов, новый водный транспортный каркас и не только. «В результате реализации проекта будет принципиально переосмыслено само понятие «жизнь у воды» – к 2035 году Москва-река должна стать самой оживленной «улицей» столицы. Важно, что проект победителя детально рассматривает транспортный аспект развития территорий. Сегодня связанность города по реке недостаточная. Эту проблему мы будем решать за счет сооружения новых транспортных и пешеходных мостов», – отмечает заммэра. До апреля 2015 года Меганом совместно со специалистами Москомархитектуры проведет транспортное моделирование, чтобы определить участки размещения новых связей. Кроме того, на реке появятся первые транспортно-пересадочные узлы, связывающие речной, наземный и подземный транспорт.

Теги: #