Кофейные берега

Кофейные берега

Кофейные берега
Кофейные берега
Чиновники хотят благоустроить береговую линию, убрать дебаркадеры и лишний автотранспорт

Столичные власти приняли решение разработать общую концепцию градостроительного развития территорий общей площадью более 10 тыс. га, примыкающих к Москве-реке. До конца 2013 года будет подготовлено техническое задание для проведения международного конкурса, сообщил глава стройкомплекса Марат Хуснуллин. Чиновники хотят благоустроить береговую линию, убрать дебаркадеры и лишний автотранспорт, а также провести реновацию примыкающих к воде складских и промышленных зон.

На прошлой неделе на коллегии стройкомплекса Марат Хуснуллин рассказал, что Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК), возглавляемая мэром Москвы Сергеем Собяниным, согласилась с целесообразностью разработки «Концепции градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке». В нее решено включить 80 км самой реки и свыше 10 тыс. га примыкающих к ней территорий. «Это большой амбициозный проект, охватывающий 10% всей площади города», – подчеркнул господин Хуснуллин. По его словам, сейчас сотрудники стройкомплекса занимаются сбором, систематизацией и анализом исходных данных, на основании которых будет разрабатываться техническое задание для конкурса.

Уже известно, что из 220 км береговой линии только 25 км приходится на общественное пространство, а 22 км – это участки, расположенные поблизости от жилых домов. Основные «соседи» Москвы-реки – это промзоны и объекты транспортного назначения, растянувшиеся на 60 км вдоль воды. Лидером тут является Южный округ, на долю которого приходится 58% территории промзон у воды. «Недавно в ходе субботнего объезда ЮАО мы «пешком» обошли все площадки от нефтебазы до Нагатинского парка, чтобы понять, в каком они состоянии и как их можно привести в порядок: где нужно сделать пешеходные зоны, какие объекты реконструировать, где провести озеленение и благоустройство», – сообщил Марат Хуснуллин. Аналогичная работа запланирована и уже ведется по всем производственным площадкам (для удобства их по географическому принципу объединили в 7 зон), расположенным вдоль Москвы-реки. Собственникам будет предложено изменить функциональное назначение территорий, как это было сделано на ЗИЛе и «Красном Октябре». «Механизм взаимодействия с собственниками уже отработан. В рамках ГЗК в соответствии с юридическими нормами будем решать все вопросы», – пояснил господин Хуснуллин. Также на рабочую группу комиссии планируется пригласить владельцев заброшенных зданий, которых на берегах реки обнаружилось несколько десятков. Чиновники хотят понять, почему объекты находятся в таком состоянии, а также выяснить планы инвесторов относительно их дальнейшего использования.

Обследование территорий также показало, что на значительном протяжении, особенно в пределах ЮАО и ЮВАО, производственная застройка обращается тылами на реку, а кварталы жилой застройки оказываются отрезанными от водного зеркала фабричными корпусами и заборами. На Нагатинской, Новоданиловской, Павелецкой, Дербеневской и Космодамианской набережных были обнаружены многочисленные АЗС. А в Курьянове, Нагатине и в Нижних Мневниках – крупные свалки, с которыми пока не удалось полностью покончить, несмотря на предпринимаемые усилия.

В Москомстройинвесте уточняют, что из 10,4 тыс. га, которые планируется включить в проект «Москва-река», 3,75 тыс. га приходится на незастроенные территории. Непосредственно по берегам такие земли занимают 47 км с явным преимуществом Северо-Западного округа, на долю которого приходится 27 км. В центре города основная часть береговой зоны уже занята общественной функцией (около 40% по округу), а резерва для создания новых ландшафтно-рекреационных пространств, учитывая отсутствие незанятых земель и незначительные показатели производственной функции (9 км), практически нет. Тем не менее число пешеходных зон у воды должно увеличиться и в центре, и на окраинах. Это вполне можно сделать за счет ликвидации или сужения проезжей части набережных. Сейчас из 220 км только 60 км (менее трети длины всех берегов) приспособлены для пешеходов. Власти хотят приблизить этот показатель к 100% за счет развития прогулочных и велосипедных маршрутов и создания связей между территориями. Марат Хуснуллин сказал, что пока в планах стройкомплекса строительство трех новых мостов через Москву-реку, но по мере развития проекта их число может увеличиться. Понимание, что это необходимо, у горадминистрации есть.

Кроме того, в техзадание предполагается включить раздел по объектам культурного наследия и прочим доминантам, расположенным недалеко от воды. Сейчас только несколько из них, – Кремль, музей-заповедник «Коломенское», МГУ, Новодевичий монастырь, храм Христа Спасителя – отличаются высокой степенью взаимодействия с Москвой-рекой. Основная же масса монастырей, церквей и прочих памятных зданий нуждается в улучшении визуального восприятия. «Это может быть сделано за счет благоустройства ландшафтного оформления и ночной подсветки. Также эти объекты должны быть включены в пешеходные маршруты, которые будут обустраиваться вдоль набережных», – отмечает представитель стройкомплекса.

Что касается самой реки, то ее предполагается использовать в рекреационных и транспортных целях. «Исторически так сложилось, что Москва-река слабо используется для грузоперевозок. В перспективе их долю увеличивать не планируется. В первую очередь здесь должно развиваться пассажирское движение как на прогулочных катерах, так и на водных такси», – считает Марат Хуснуллин. А вот дебаркадерам на реке, по его мнению, не место: «Причальные стенки должны быть свободны, чтобы суда могли швартоваться и высаживать пассажиров. Когда там стоят дебаркадеры, это все равно что посреди дороги строить торговый комплекс или ресторан».

Департамент транспорта уже объявил, что большая часть существующих дебаркадеров подлежат ликвидации. На каждое плавсредство собираются документы, подтверждающие нарушения законодательства. На их основании чиновники составят исковые заявления, в которых будут настаивать на отзыве лицензий и демонтаже незаконных конструкций. Какие плавучие объекты придут на смену дебаркадерам, будет определено в ходе подготовки техзадания. Теоретически это могут быть понтонные пристани, которые нужны для размещения технических служб, станций спасения на водах, экскурсионных трамвайчиков. Не исключено, что останутся и некоторые кафе, но только в приемлемых размерах – не выше парапета набережной и с нормальными фасадами. «Сейчас на Москве-реке стоят такие чудовища, которые городу, естественно, не нужны. Во-первых, они находятся в случайных местах; во-вторых, они огромны; в-третьих, они никем не регулируются», – отмечает архитектор Олег Шапиро, разработавший проект благоустройства Крымской набережной.

По словам Марата Хуснуллина, техзадание может быть утверждено до конца 2013 года, после чего на разработку «Концепции градостроительного развития примыкающих к Москве-реке территорий» будет объявлен международный конкурс. Ожидается, что он будет «таким же значимым, как конкурс на Зарядье, а возможно, и более значимым».

Теги: #