Евразия на Каланчевке

Евразия на Каланчевке

Евразия на Каланчевке
Евразия на Каланчевке
В Музее архитектуры отмечают юбилеи А.В. Щусева и Казанского вокзала

На днях исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося русского архитектора Алексея Щусева и 100 лет с начала строительства одного из лучших его произведений – Казанского вокзала в Москве. К этим двум датам Государственный музей архитектуры (основанный в 30-е годы Щусевым и носящий его имя) организовал выставку «Казанский вокзал». В помещении Аптекарского приказа представлены малоизвестные чертежи, эскизы, макеты, фотографии, рассказывающие о проектировании и возведении этого сооружения.

Казанский вокзал – одна из градообразующих построек Москвы. Это первоклассное, вдохновенное произведение архитектуры и по общей планировке, и по отделке деталей – настоящий храм путей сообщения. Он проектировался не просто как функциональное транспортное предприятие, а как воплощение единства (в рамках Российского государства) европейской и восточной цивилизаций. Казанский вокзал, по сути, – евразийская концепция, запечатленная в камне.
До начала 1910-х годов на Каланчевской площади стояло построенное еще в середине ХIХ века здание Рязанского вокзала довольно заурядного архитектурного качества. Но к 50-летию Московско-Казанской железной дороги ее правление объявило закрытый конкурс на новое здание вокзала, который должен был называться Казанским. К участию в конкурсе, который стартовал в 1911 году, был приглашен и Алексей Щусев. В итоге он стал победителем (хотя по-своему хорош был и показанный на выставке проект его главного конкурента – Федора Шехтеля).
«Проекту Щусева, – рассказывает куратор выставки Юлия Ратомская, – были свойственны усложненный силуэт, многозначность архитектурных образов, соединявших в сказочном городе-дворце, в который превращался облик вокзала, многочисленные исторические реминисценции, создававшие многогранный образ России с ее тысячелетней историей. В архитектурных формах были заключены образы двух российских городов – Москвы и Казани – начала и конечного пункта Казанской железной дороги. Выявляя в образе Казанского вокзала тему «ворота на Восток», в формах многоярусной башни архитектор воспроизводит символ древней Казани – башню Сююмбике казанского кремля, которая узнается по общему силуэту ступенчатой композиции».
После сноса старого Рязанского вокзала в 1913 году начались строительные работы. Но с началом Первой мировой войны Щусеву пришлось внести в проект коррективы. Он немного упростил декор, однако это не снизило качество отделки фасадов. По замыслу архитектора вокзал должен был иметь ретроспективный облик в русско-восточном стиле. Для оформления интерьеров Щусев пригласил талантливейших художников своего времени: Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Николая Рериха, Зинаиду Серебрякову, Александра Бенуа, Евгения Лансере. Многие из них знали восточное искусство не понаслышке, изучали его, много бывали и путешествовали по городам Поволжья и Азии.
Стройка из-за трудностей военного и революционного времени затянулась. Лишь в 20-е годы вокзал был полностью сдан в эксплуатацию. Позднее его не раз доделывали (например, в 1930-е годы в башню с «зодиакальными» часами встроили павильон станции метро «Комсомольская»). Серьезные восстановительные работы здесь велись и в конце ХХ века. Но в целом произведение Щусева дошло до нас в неискаженном виде. Замысел, размах вокзала и сегодня восхищают искусствоведов и рядовых любителей искусства. В нем соединились русский и татарский художественные стили, старинная итальянская крепостная архитектура и советский классицизм. И при этом, как отметила на открытии выставки директор Музея архитектуры Ирина Коробьина, этот вокзал – «не эклектичное сооружение, а концептуальное архитектурное высказывание, итог дореволюционного периода творчества Щусева».
В экспозиции представлено множество редкостей, которые прежде не покидали музейных запасников и подчас не известны даже специалистам. Многие предметы были предварительно отреставрированы и, по словам куратора, «буквально подняты из руин». Здесь представлены выполненные рукой Щусева чертежи и эскизы. По первоначальному плану одной из жемчужин вокзала должен был стать ресторан: для выставки отобрали несколько панно Евгения Лансере, выполненных в 1915 и 1933 годах для оформления этого просторного зала (сквозной сюжет «Россия соединяет Европу и Азию»). На нескольких чертежах показан театр-клуб Дорпрофсожа, впоследствии известный как Дом культуры железнодорожников. Над этим зданием Щусев работал в 20-е годы. На архивных фотографиях мы видим мастеров-каменщиков на лесах строящегося здания и творческий коллектив архитекторов – создателей вокзала. Несомненное украшение выставки – модель Казанского вокзала, выполненная в 1915 году из окрашенного дерева, гипса и металла. Она изображает вполне узнаваемый, но в то же время отчасти и «несбывшийся» Казанский вокзал.
Выставка работает до 7 ноября 2013 года.

Теги: #