Архитектурное бюро Kamen – универсальный проектировщик с собственной философией

Архитектурное бюро Kamen – универсальный проектировщик с собственной философией

Архитектурное бюро Kamen – универсальный проектировщик с собственной философией
Архитектурное бюро Kamen – универсальный проектировщик с собственной философией
Бюро Kamen – это коллектив из 200 специалистов, выполняющих проекты самых разных типологий. Рассказывая о его деятельности, руководитель Иван Греков делает акцент на том, что работа не строится по принципу конвейера, среди проектов нет первостепенных и вторичных – каждый из них требует уникальной идеи. О деталях этого процесса, приоритетах и профессиональных намерениях Иван Греков рассказал в интервью «МП».

Иван, в вашем бюро есть распределение специалистов по типологиям? Скажем, загородным сегментом занимаются одни, башнями другие, а мастер-планами – третьи?
– Нет, такого распределения у нас нет. Основой творческого процесса является идея проекта.
Любого – от самого скромного по своим объемам до знакового, крупного. Идея может основываться на идентичности места – его духе, истории, а может и на функции. В определенных случаях якорем проекта являются физические законы, с которыми мы взаимодействуем. Благодаря такому подходу проекты получаются разными.

Высказывают ли заказчики какие-то конкретные пожелания, или полностью полагаются на ваше видение, или, может быть, заявляют о каких-то конкретных требованиях?
– Как уникален каждый проект, так по-разному каждый раз строится общение с заказчиком. Наша задача при всем этом наборе параметров, включая постановку задачи, особенностей коммуникации, выработать свой образ. Заказчики очень часто являются соавторами. Многие готовы к диалогу. И здесь важно, чтобы все получали удовольствие от процесса. Если кто-то на кого-то начнет давить, то хорошего результата может и не быть.

Вадим Греков (отец Ивана, руководитель ОАО «Моспроект-4». – «МП») рассказывал, как вы в раннем возрасте ездили с ним на стройки, то есть нашу отечественную градостроительную кухню знаете с детства. В то же время вы работали в США и имеете представление о том, как это происходит за границей. Есть какая-то разница в том, как строится этот процесс?
– У архитекторов разных стран есть общий язык – и это язык архитектуры, он международный. Пропорции, материалы, пространство, взаимодействие функционала – это всё то, что обсуждают при рассмотрении проектов все архитекторы мира.

Производственные процессы тоже идентичны?
– Да, примерно одинаковы. Производственные процессы отличаются в разных бюро вне зависимости от их национальной принадлежности. Расхождение касается деталей. Сопоставить, пожалуй, можно лишь время работы над проектом: на Западе оно может занимать более длительные сроки, зато строительство идет быстрее. У нас же все заинтересованы как можно скорее выйти на площадку, архитекторы более ограничены во времени.

В последнее время вы выступили авторами проектов, которые обратили на себя внимание. Это и кластер «Ломоносов» в ИНТЦ «Воробьевы горы», и проект в Южном порту, и Emotion компании «Основа» в Силикатном проезде. Какой из них наиболее ярко характеризует ваш подход?
– Сложно что-то выделить. Но, наверное, манифестом сегодняшнего дня является наш проект Emotion.

Когда я увидела его макет, у меня возникли ассоциации с каким-то механическим устройством, которое, если нажать на кнопку, втянет наклонный корпус № 2 и он закроет нишу основного корпуса. Если добавить, что все эти объемы довольно масштабные, то возникает вау-эффект, который ценен для столичной архитектуры. Городу таких смелых образов явно не хватает.
– Мы как раз и думали о трансформации объемов, когда разрабатывали идею Emotion. Если двигаться по Звенигородскому проспекту и смотреть на это здание сложной формы, то в разных точках оно будет или сливаться в единую пластину, или рассыпаться в три корпуса. Кроме того, нам интересно было поэкспериментировать на тему времени. Понятия пространства и времени осмысливали философы, физики, математики. Для архитектуры они тоже базовые. Что такое пространство и время? Это, наверное, состояние до и после. Мы в этом проекте постарались зафиксировать среднюю позицию. То есть наше воображение подсказывает, каким будет объем, если все объекты сложить, как оригами, а потом, наоборот, развести. И мы в проекте Emotion показали незавершенное состояние. Некоторые любят выражение «архитектура – это застывшая музыка». В нашем проекте – это застывшее время. Хотя сложные структуры порождают и другие идеи – пересечения функций, перехода от горизонтали к вертикали, от прозрачного к непрозрачному.

Как бы вы охарактеризовали развитие архитектуры в городе? Что бы скорректировали в этом процессе?
– Мы с удовольствием участвуем в сегодняшнем процессе развития столицы. Нам близок вектор ее развития, и мы рады, что работаем именно в это время. Надеемся, что и в дальнейшем сможем приносить городу как можно больше пользы.

Теги: #