Баланс линий и форм: станция «Потапово» продолжит традиции столичного метрополитена

Баланс линий и форм: станция «Потапово» продолжит традиции столичного метрополитена

Баланс линий и форм: станция «Потапово» продолжит традиции столичного метрополитена
Баланс линий и форм: станция «Потапово» продолжит традиции столичного метрополитена
Станция «Потапово», которая станет завершением Сокольнической линии в Новой Москве, может служить доказательством существующей истины – нет предела совершенству. Хорошо известны достоинства и уникальные черты столичного метро. Оно никогда не рассматривалось метростроителями исключительно как утилитарная транспортная система для перемещения пассажиров. Его технические возможности всегда оценивались вкупе с эстетическими и смысловыми достоинствами. Эту традицию продолжают строящиеся объекты столичной подземки.

Потаповская Роща

Станционный комплекс «Потапово», включающий станцию и депо, строят в завершение Сокольнической ветки в Новомосковском округе на улице Потаповская Роща. Согласно утвержденному проекту планировки комплекс станет своеобразным центром транспортного каркаса территории, так как объект располагается на пересечении одной из крупнейших в перспективе межрайонных автомагистралей Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе с основной для Коммунарки улицей Александры Монаховой. Общая площадь комплекса составит 15 604 кв. метра, предельная высота – 20 метров. Наземную станцию протяженностью 310 метров, а с учетом структурной декоративной оболочки станционного комплекса – более 370 метров при ширине почти 30 метров, возводят активно. В 2024 году станцию планируют сдать.

Готовность сооружения оценивается в 70 процентов. По прогнозу, пассажиропоток этого конечного пункта Сокольнической линии составит 6,4 тыс. человек. Продление красной ветки метро существенно улучшит транспортное обслуживание жителей не только Новомосковского округа, но и Южного Бутово. Сейчас в этом месте формируется новый район с 1,3 млн кв. метров жилья и более чем 1 млн «квадратов» нежилых объектов.

photo_2024-02-13_16-33-26.jpg

Дело техники

В строительстве станции «Потапово» участвует ГК «Моспроект-3». В числе объективных сложностей, с которым столкнулись рабочие, является территория самой площадки для строительства. Как рассказывает руководитель проекта Дмитрий Тихонов, вызовом в проекте стало расположение станционного комплекса на месте русла речки Шишовки. Местность для будущей станции была заболоченной и для ее осушения на этапе подготовки территории пришлось произвести мелиоративные мероприятия и «забрать» водоем в подземный коллектор.

При разработке проекта, учитывая московские климатические условия в зимнее время, было предложено необычное решение – сделать наземную станцию отапливаемой. Такая идея потребовала и особых способов воплощения. Для ее реализации в павильоне установят дополнительное вентиляционное оборудование, за счет чего будет организована подача теплого воздуха внутрь помещения на платформу. Предусмотрено и утепление вестибюлей. Для остекления путевых стен выбраны двойные стеклопакеты, обеспечивающие улучшенную теплоизоляцию.

Особой темой в связи с этим стало размещение большого количества оборудования. Разработчики проекта отказались от расположения классической вентиляционной камеры внутри станции. Все габаритное оборудование решили разместить на крыше станционного комплекса. Неоценимую помощь при проектировании станции оказали TИМ-технологии. С их помощью удалось увязать разветвленные инженерные системы между собой и с конструкциями объекта. Высокая точность такого проектирования позволила избежать и исправить все пересечения и в дальнейшем существенно упростить ведение строительно-монтажных работ.

Стиль и образы

Проект станции выполнен архитектурным бюро PARSEC. Решение придать художественные черты павильону, наделить его образностью, скульптурностью, как объясняют в компании, подсказал сам вектор развития новой Москвы – динамичной, современной территории города. Наземная станция будет выглядеть как арт-объект. Можно добавить: она несомненно украсит собой поселение Сосенское, станет достопримечательностью Новой Москвы да и столицы в целом. Хотя бы в силу того, что объекты с чертами так называемой параметрической архитектуры в городе являются редкостью и всегда привлекают к себе особое внимание.

Творческую задачу  по проектированию сформулировали так: поскольку «Потапово» – это наземная станция метро, нужно сформировать узнаваемый, современный абрис оболочки основного павильона станционного комплекса. Была выбрана пластичная скульптурная форма, которая благодаря приемам параметрического проектирования вписывается в актуальный международный контекст. «Заказчиком – ГК «Моспроект-3» – перед нами поставлена задача сделать уникальную станцию в Москве, – рассказывает Ильдар Гиниятов, руководитель архитектурного бюро PARSEC. – Отталкиваясь от этого, креативная команда нашего бюро в соавторстве с художником Даши Намдаковым разработала замысел проекта, а далее, уже в соавторстве с архитекторами ГК «Моспроект-3», были разработаны все технические решения для его воплощения».

Дмитрий Тихонов подчеркивает: «Архитектурно-художественный облик станции выполнен в пластичной форме путем применения фасадной оболочки поверх наружных стен, что создает внешнюю форму. Оболочка выполнена из перфорированных листов, с большим количеством остекления, что обеспечивает максимальную освещенность интерьера и позволит в вечернее время выходить световому потоку, как бы приглашая вовнутрь, будет создавать разные визуальные эффекты снаружи и внутри здания. Для наружной и внутренней отделки станции применены современные долговечные материалы: натуральный камень, безопасное остекление, фибробетон, композитные/алюминиевые и крупноформатные сотовые панели».

Доминанта района и даже Москвы

Скульптурная колонна, свет, форма – это и многое другое станет главными визуальными акцентами станции. Ильдар Гиниятов объяснил, что помогло команде выбрать образные решения будущего сооружения. По его словам, объект расположен в месте сложной транспортной развязки, окружен дорожным полотном. Это значит, что его можно видеть из проезжающих автомобилей, а пешеходы будут наблюдать его с определенного расстояния. Такое положение делает сам объем станции просматриваемым. «Мы создали концепцию архитектурного объема, отталкиваясь от непосредственного окружения сооружения и вдохновляющей архитектуры новых районов, их динамики и разворачивающегося перед жителями будущего вида», –
рассказывает Гиниятов.

Решение задачи во многом определило и то, что в команде архитекторов работал известный художник. Стиль Даши Намдакова во многом отражается в пластическом дизайне общего объема, отмечают в бюро PARSEC. Художник непосредственно участвовал в создании скульптурной колонны в центре станции. Форма в духе минимализма, предложенная Намдаковым, станет центром притяжения и продолжит традицию Московского метрополитена включать работы современных художников в пространство непосредственного взаимодействия станции с людьми.