Девелопмент плюс искусство: «Скульптура – это не только бронзовые фигуры людей»

Девелопмент плюс искусство: «Скульптура – это не только бронзовые фигуры людей»

Девелопмент плюс искусство: «Скульптура – это не только бронзовые фигуры людей»
Девелопмент плюс искусство: «Скульптура – это не только бронзовые фигуры людей»
Реклама. ООО «Жилой квартал Сити», ИНН 7703417626. Erid: LjN8K7T53

ГК «КОРТРОС» экспериментирует, внедряя абстрактные скульптурные композиции в строящиеся жилые комплексы.
Столичный девелопмент становится сферой без границ. Параллельно с наращиванием профессиональных успехов все последние годы он смело выходил за рамки привычного.

В прошлые десятилетия девелоперы освоили практику продажи квартир, чем до этого занимались риелторы.
В последующие годы они овладели навыками IT – создавая умные дома, разрабатывая собственные цифровые приложения для обслуживания ЖК и коммуникации с жителями. Сейчас крупные компании с интересом внедряются в художественную область – создавая в рамках своих проектов арт-галереи, погружаясь в современное концептуальное искусство. Наиболее ярко эта тенденция проявила себя в области скульптуры, создания арт-объектов, которыми теперь лобби новостроек встречают и жителей, и их гостей. Некоторые компании пошли дальше, размещая такие объекты не в закрытых пространствах, а на территориях, прилежащих к комплексам, по сути, на городских улицах. 
DSC_4506.jpg

Такова практика ГК «КОРТРОС»: не так давно компания установила арт-объект известного скульптора Льва Ефимова «Источник» по соседству с корпусами ЖК Headliner. Абстрактная композиция в сравнении с масштабом строящихся и уже возведенных вертикалей выглядит минималистичной, но при этом смело контрастирует с ними своими текучими формами.

Об этом направлении мы беседуем с руководителем проекта ГК «КОРТРОС», амбассадором направления «Искусство в девелопменте» Дарьей Молодцовой.

Дарья, чем обусловлен ваш интерес к такой практике? Как складывался ваш первый творческий опыт?

– Проект «Искусство в девелопменте» и установка скульптуры Льва Ефимова «Источник» из серии «Отражение города» стали результатом нашей коллаборации с галереей Surface Lab Art. Лев Ефимов – достаточно известный мастер. Его работы можно увидеть в парке «Музеон». Нам показался чрезвычайно интересным его «Источник», который теперь в рамках нашего проекта взаимодействует со всем внешним окружением, зеркально отражая и нас самих, и то, что мы видим.

Перед тем как реализовать этот проект, мы провели опрос жителей. И 70% новоселов ЖК Headliner проголосовали за установку арт-объекта. Что же касается наших целей и задач, то скажу следующее: девелопмент – это сфера, не имеющая мелочей. Это не только новый объект и объекты сервиса. Это еще и визуальная среда. На территорию Headliner композиция Ефимова привнесла новое настроение, ее экспрессивная форма, яркая сверкающая фактура, как нам кажется, хорошо вписалась в новую застройку.

Обращение к искусству важно по многим причинам. В том числе и с точки зрения психологии. Всем хорошо известно, что в конце 80-х – начале 90-х годов в российском обществе появилась целая субкультура «детей русской грусти», «русских думеров». Наверное, это объясняется особенностями времени, полного нестабильности, отсутствия эстетики, что потом отразилось в искусстве, созданном этими людьми. Сегодня представители этого поколения вошли в период зрелости. И, как мне кажется, визуальная среда способна заставить их по-другому смотреть на многие привычные вещи. Мы наблюдаем, как реагируют на наш арт-объект люди: они останавливаются, читают табличку с названием, фотографируются, размышляют. Скульптура стала местом притяжения. А когда человек видит перед собой что-то интересное, красивое, он и сам старается соответствовать этому.

Мне кажется, девелопер рискует, когда отваживается на подобные опыты. Во-первых, обращаясь к той или иной работе, он демонстрирует уровень собственного вкуса. А во-вторых, может оказаться непонятым жителями. Особенно если дело касается абстракции. Вспомним, сколько дискуссий вызвала «Большая глина» возле ГЭС-2.

– Мы не ставили перед собой цель эпатировать публику, но при этом нами двигало желание показать, что искусство – это не обязательно бронзовые памятники, фигуры людей и тому подобное. Это может быть легкая абстракция, которая дает простор для фантазии, размышлений. В нашем «Источнике» можно увидеть себя – где-то реалистичным, где-то искаженным, в каком-то неожиданном ракурсе. Эффект неожиданности тоже важен: мы видели, как люди останавливались возле арт-объекта, рассматривали и себя, и «Источник», получая какие-то новые впечатления.

Ценно то, что «КОРТРОС» руководствуется важными общественными идеями – оптимизировать настроения людей, а кроме того, еще и сформировать новые эстетические вкусы нашего достаточно консервативного общества. Слышала от знаменитых профессиональных скульпторов, что в городах нашей страны, и в Москве в частности, все еще есть тяга к привычной фигуративной скульптуре – героям на конях, статичным фигурам …

– Мне кажется, в последнее время искусство стало объединяющим фактором и для девелоперского сообщества. У нашей компании был проект, над которым мы какое-то время работали. На площадке будущей застройки стояли старые ржавые портовые краны. Конечно, со временем их пришлось бы сдать в металлолом, но ведь все они – символы уходящей эпохи, атрибуты минувшей индустриальной эстетики. Это особенно остро ощущалось на площадке в их окружении, когда эти железные монстры обступали тебя с разных сторон. Впечатление было феерическим. Мы решили сделать фотопроект на эту тему, но не успели. Однако, передав участок другой компании, посоветовали ее руководству реализовать эту идею. И наши преемники воспользовались этим советом. Мне кажется, это прекрасно, что подобные начинания коллегами поддерживаются.

Как вы выбираете объекты для своих ЖК – озвучиваете авторам свои пожелания и они учитывают их в работе, создавая эксклюзивные образцы, или вы приобретаете в галереях что-то готовое?

– У нас есть планы по установке двух арт-объектов в наших комплексах. И это будут эксклюзивные работы. Одна будет выполнена для ЖК iLove, расположенного в Останкино. Мы обратились к художнице Марии Звягинцевой, которая по нашему заказу создает скульптуру «Погода в доме». Это рабочее название, но оно отражает философию и тему будущей работы, связанные с семьей, любовью, радостью общения с детьми. Другой объект готовим для ЖК UltimaCity в Южном порту. Для этого совместно с Агентством креативных индустрий мы провели конкурс, в котором победил художник Иван Калиничев. На этот раз мы поставили перед собой цель проработать расположение арт-объекта, его размер, размещение на стилобате, возможность заранее подвести к нему системы электроснабжения.

Проект «Источник», мне кажется, удачен тем, что слегка контрастирует с окружающими его формами зданий. Но, судя по всему, вы руководствуетесь принципом контраста и в проекте Tate? Яркий элемент оформления общественной зоны нового здания, можно сказать, противостоит прошлому этого места – бывшей площадке бетонного завода.
Рисунок8.png

– Tate и история этого места (улица Веткина) подтолкнули нас к совершенно
неожиданным экспериментам. Наверное, отправной точкой стало то, что в проекте Tate художественные образы заложены в саму форму объекта, в его пространственные решения. Например, в очень яркую по форме винтовую лестницу главного здания. Пригласив к сотрудничеству фотографа Юрия Феклистова, мы решили запечатлеть то, что вскоре уйдет из городской среды навсегда: бетонный завод 1937 года,
корпуса, построенные позже пленными
немцами. Надо сказать, что эти строения, эта среда производили довольно тягостное впечатление. Тем более что десятилетия в работе завода завершились двадцатью годами полного бездействия и саморазрушения. С этой точки зрения работы Юрия Феклистова спустя некоторое время станут ярким подтверждением того, как меняются огромные городские пространства с приходом девелоперов. Фотопроект мы планируем представить в нашем офисе продаж по этому адресу.

Другой эксперимент получил название «Схема». Его авторами стали молодые художницы Ольга
Туманова и Василиса Лебедева, которые решили отобразить в своем проекте смерть одной эпохи и рождение новой. Уходящая эпоха – это завод, его индустриальная атрибутика в виде металла, камней, а новая – жилой комплекс, который кардинальным образом изменит всю территорию. Центральным элементом художественного проекта, который длился всего сутки и предшествовал сносу завода, стали камни и гипсовые слепки в виде женской груди, залитые белой жидкостью и напоминающие о цементном молочке, неотъемлемом компоненте для производства бетона. Художницы использовали в созданном ими визуальном ряду найденный на площадке завода металл и гипсовые формы – от бесформенных кусочков до напоминающих эмбрионы – как отсыл к самой первооснове девелопмента, «рождающего» практически «из ничего» новые архитектурные сооружения.
DSC_2054.jpg

Проект, как я уже сказала, продлился всего сутки, но, несмотря на свою краткосрочность, оказался ярким и запоминающимся. От авторов он потребовал большого труда, творчества и изобретательности и стал своего рода прощанием с заводом – с тем, что давало людям работу, заработок, что их кормило долгими десятилетиями. Часть заводской атрибутики, которую наши художницы собрали и сложили в панно, мы обязательно выставим в виде отдельного арт-объекта. В рамках проекта Tate мы планируем также открыть художественную галерею, где смогут представить свои работы молодые талантливые авторы.