Экспертное мнение. Эксклюзивно для "Московской перспективы"

КОНСТАНТИН МАСЛАКОВ, генеральный директор «МИПСТРОЙ 1»:
Б ольшая кольцевая линия – уникальный проект, который отвечает всем современным требованиям транспортного обеспечения мегаполиса. Это настоящий технологический прорыв. Благодаря комплексу принятых проектных и инженерных решений метрокольцо вписано в единую инфраструктуру Москвы. Мощнейшие тоннелепроходческие щиты прокладывали тоннели в условиях плотной городской застройки, действующих линий метро, автомобильных и железнодорожных магистралей, преодолевали водные преграды и сложные грунты, чтобы увязать между собой ключевые артерии города и создать новые маршруты. Так, новая кольцевая линия интегрирует все существующие и перспективные радиальные линии метро, обеспечивает пересадки на другие виды транспорта. Созданы альтернативные маршруты, благодаря которым пассажиры получили возможность добираться из одной точки города в другую, минуя необходимость пересадки в центре. На многих из этих маршрутов экономия времени при ежедневных поездках составляет до 40 минут. А это выдающийся результат для такого мегаполиса, как Москва.
АЛЕКСАНДР ШУМСКИЙ, руководитель проекта «Пробок.нет»:
БКЛ – это самая протяженная ветка столичной подземки, охватывающая все ее радиусы, которая обеспечит альтернативу перегруженной Кольцевой линии. БКЛ разгрузит и ее, и радиальные ветки, по которым пассажиры сегодня должны ехать в центр города, чтобы там пересесть на другие линии метро. Большое метрокольцо вкупе с Московским центральным кольцом и Московскими центральными диаметрами создаст новый контур рельсового транспорта в городе, завершив основную часть его программы по развитию общественного транспорта, которая длится последние тринадцать лет. Прежде в Москве существовало немало спальных районов, откуда добраться до скоростного общественного транспорта было проблематично. Сейчас их количество резко сокращается, а с вводом БКЛ будет сведено до минимума, за исключением, может быть, Бирюлево. Эксперты признают, что рельсовый транспорт для Москвы наиболее выгоден с точки зрения провозной способности и скорости доставки пассажиров к месту назначения. С вводом всех станций БКЛ абсолютное первенство закрепится за метро, а для тех, кто ездит на нем, станут доступны новые маршруты, о которых они мечтали десятилетиями.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛЕНКО, декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ:
Уже сейчас на запущенном отрезке БКЛ мы наблюдаем перераспределение трафика: пассажиры, которые ехали до Кольцевой линии, теперь зачастую пересаживаются раньше, потому что это экономит время в пути. Оценить, как запуск БКЛ изменит поведение людей, мы сможем через год-два, когда новая ветка полноценно интегрируется в сознание пассажиров в качестве такого же кольца, как привычная пятая Кольцевая линия. Так уже было с МЦК, но сейчас есть одна особенность: БКЛ – это полностью подземная линия, а не электричка, которая максимально интегрирована в существующую систему метрополитена.
Говоря о перспективах, стоит отметить, что любое усложнение графа транспортной сети, в данном случае метрополитена, приводит к повышению связности существующих территорий, в отличие от удлинения радиальных веток, которое полезно только местным жителям.
Теория графов – это раздел дискретной математики. Графы – это, по сути, точки, каким-то образом связанные между собой. Эти точки мы называем узлами, и в случае с метрополитеном под этими узлами мы понимаем станции. Чем больше направлений нам открыто из одного пересадочного узла, тем глубже этот узел интегрирован в общую структуру метрополитена. Возьмем простой пример такой интеграции – это пересадочный узел «Боровицкая» – «Александровский сад» – «Арбатская» – «Библиотека им. Ленина», который объединяет сразу четыре ветки. БКЛ не только создает новые пересадочные узлы, но и усиливает уже имеющиеся. Что же касается строительства новых радиальных линий метро, то можно обратиться к карте развития метрополитена до 2030 года, где уже обозначены все запланированные линии, и я думаю, что вопрос о дополнительных ветках пока не стоит.
НИКОЛАЙ ШУМАКОВ, народный архитектор, академик Российской академии художеств, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор МАрхИ, член Совета по культуре и искусству при президенте Российской Федерации:
Про то, как БКЛ повлияет на пассажиропоток, говорили неоднократно. Как преподаватель МАрхИ, отмечу знаковые архитектурные моменты, которые зададут новые векторы в обучении. БКЛ как градостроительный проект, безусловно, получился! И он войдет в историю архитектуры. В учебники в качестве примера новаторского подхода к интерьеру станции стопроцентно включат «Савёловскую» – там впервые убрали отделку из боковых тоннелей и с пилонов, показав красоту конструкций. Я проектировал эту станцию и был инициатором оставить тюбинги открытыми. Этот прием повторили на станциях другие архитекторы –
на «Марьиной Роще» и «Рижской». Блестящим исполнением считаю «Электрозаводскую». Там на стене художник Александр Рукавишников создал уникальную роспись по стеклу. Поражает не только техника, но и размер полотна высотой 8 метров и длиной 162 метра – такого в метро еще не было. Данью уважения к коллегам-предшественникам считаю станцию «Сокольники», ее оформление посвящено истории метростроения. В составе БКЛ есть плеяда блестящих с точки зрения архитектуры станций. Я приступил к проектированию «Хорошёвской», «ЦСКА», «Петровского парка» и «Савёловской», когда еще не было термина БКЛ. Тогда мы оперировали понятием «Третий пересадочный контур». Я видел, как развивается проект, и горжусь, что причастен к его созданию. Рад за город и москвичей и с нетерпением жду открытия всех станций. Это будет поистине историческое событие.