Москва поверила слезам

Москва поверила слезам

Москва поверила слезам
Москва поверила слезам
5 июля ушел из жизни актер и режиссер Владимир Меньшов. На сайте «Мосфильма» траурное сообщение: «Мы потеряли нашего дорогого друга, мосфильмовца, отдававшего родной киностудии все свои творческие силы и яркий талант, по-настоящему народного режиссера, замечательные фильмы которого знают и любят миллионы людей». Многие самые трогательные сцены его кинолент связаны с Москвой. «Московская перспектива» скорбит вместе со всей страной и вспоминает работы мастера

Вчера Москву поразила печальная новость – на 82-м году жизни от последствий короновирусной инфекции умер Владимир Меньшов. Невосполнимая потеря. Его знали и любили миллионы зрителей, а его фильмы «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Розыгрыш» были неотъемлемой частью праздников – ТВ всегда «запускало» их в эфир именно в такие дни. Настолько «смотрибельными» и гарантирующими рейтинги они были, а еще подкупающими подлинностью, откликающимися в сердце каждого. Одним словом, нашими. Хотя истории, рассказанные Меньшовым, хорошо понятны в любой стране мира. Недаром же картина о судьбе провинциалки, покорившей Москву, в 1981 году завоевала «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Роман с Москвой
Владимир Меньшов родился в Баку 17 сентября 1939 года. В 1961-м поступил в Школу-студию МХАТ имени В. Немировича-Данченко, потом в аспирантуру ВГИКа (там его наставником был великий Михаил Ромм) и навсегда связал свою жизнь с Москвой. Свой первый фильм «Розыгрыш» он снял в 1976 году. И хотя сам режиссер признавался, что рок-музыку не знал и не любил, но сделал он настолько искреннее молодежное кино, что после выхода картины на экраны по стране прокатилась «эпидемия» школьных ВИА. История любви, дружбы и предательства разворачивается в осенних московских декорациях. В силуэте школы хорошо узнаваем Московский государственный университет путей сообщения на ул. Образцова, 9, стр. 9. Но дорога к ней находится совсем в другом месте – в это время на экране мелькают Покровский бульвар и улица Воронцово Поле, Подсосенский переулок и Староконюшенный переулок, 18. Зато сцена в бассейне не оставляет сомнений – это «Чайка» в Турчаниновом переулке, 3. В фильме снималась целая плеяда замечательных актеров – Олег Табаков, Наталья Фатеева, Зиновий Гердт. А для 17-летнего Дмитрия Харатьяна эта картина стала звездной путевкой в большой мир кино.

«Москва слезам не верит»
Пожалуй, ни один фильм Меньшова не вызвал такого резонанса. Режиссера обвиняли и в дурновкусии, и в потакании интересам публики, даже утверждали, что он создал «однодневку». Роль главной героини могли бы сыграть Маргарита Терехова или Ирина Купченко, но обе актрисы отказались – первая, потому что предпочла мюзикл про трех мушкетеров, а вторая сочла сценарий «нежизненным» и «пошлым». История умалчивает, жалели ли актрисы об упущенной возможности, но Катю Тихомирову сыграла жена режиссера – Вера Алентова. Представить себе кого-то другого в этой роли уже невозможно. Тем более что она прекрасно справилась с трудной задачей – сыграть 20-летнюю и 40-летнюю Катерину. Ведь действие фильма начинается в Москве конца 1950-х – зритель сразу попадает в бурлящую атмосферу того времени: чтение стихов у памятника Маяковскому, фестиваль французского кино (сцену снимали в здании Театра киноактера на Поварской улице), «Джамайка» Робертино Лоретти, звучащая из каждого открытого окна… Трудно было не соблазниться такой Москвой, ведь здесь можно было «получить сразу все», как утверждала подруга Кати Людмила. Она же и втянула ее в авантюру с «профессорской квартирой» – дядя нашей главной героини жил в высотке на площади Восстания. Внимательные зрители заметили тут киноляп – девушки открывают дверь дома действительно на площади Восстания, а попадают в холл другой знаменитой высотки – на Котельнической набережной.

Еще одна «несостыковка» фильма – когда Людмила знакомится в метро с Гуриным. Из вагона хорошо видна станция «Новослободская», но мистическим образом следующей оказывается «Охотный Ряд».
Самые душещипательные сцены фильма сняты на Гоголевском бульваре – там Рудик сообщает Кате, что между ними все кончено, и там же, только 20 лет спустя, он требует встречи со своей дочерью. На заднем плане отчетливо виден дом с колоннами – ярчайший пример русской классической архитектуры XVIII века.

Это городская усадьба Нарышкиных, творение архитектора Матвея Казакова.
А вот мужчину, которого она «так долго ждала», Катерина встречает в электричке. Их вторая встреча происходит у ее дома – директор крупного предприятия, которым она стала за эти годы, живет в одном из так называемых генеральских домов на Мосфильмовской улице. Эти кирпичные многоэтажки были построены в 1972 году. Ну а финальная песня «Александра, Александра» в фильме звучит на фоне кадров весьма необычного «круглого» дома. Находится он на улице Довженко, 6, – совсем недалеко от «Мосфильма». В нем около тысячи квартир и 26 подъездов.

«Зависть богов»
Фильм вышел на экраны страны в 2000 году, а его действие происходит в Москве в 1983-м. Брежневский социализм, распределение пайков и главное событие – сбитый южнокорейский «боинг», послуживший причиной назвать СССР «империей зла», – которое самым страшным образом повлияло на судьбы героев. Когда режиссера спросили, почему он выбрал такой сюжет, Меньшов ответил: «Мне неинтересно разрабатывать одну и ту же тему. А главное – я ищу то, что меня самого удивит и заинтересует, не по аналогии с предыдущим, даже наоборот. Приступая к материалу, думаю: вот это я уже знаю, это умею, эту игрушку я уже разломал, знаю, из чего она состоит. А вот из чего состоит трагедия, мне было любопытно, поэтому и взялся за этот жанр».

Итак, Москва 1983 года – сам Меньшов назвал это время «катанием вождей на катафалке» – и любовный треугольник. Редактор на телевидении Соня, ее муж-писатель и французский журналист Андрэ. В начале фильма перед нами вполне счастливая советская семья, которая прогуливается по Бережковской набережной и набережной Тараса Шевченко. Здесь же находится и их дом. В гости к писателю приходят ветеран эскадрильи «Нормандия – Неман» и журналист Андрэ. Между Соней и Андрэ вспыхивает любовь. Но счастье, которое было вполне возможно, не случится из-за международного скандала. Андрэ вышлют из страны, а Соня исполнит «последнее танго в Москве» на фоне чугунной решетки «конторы» и людей в штатском.

Он делал жизнь ярче
Ушел большой режиссер. За свою жизнь он снял всего пять фильмов, но каких! Мы будем пересматривать их как «энциклопедию советской жизни». А вот ролей в кино у него больше сотни. Владимир Меньшов в шутку называл эти роли «милым хобби». «Это возможность создать параллельный мир! Параллельной жизни мир! Такой же мощный и убедительный, как и сама жизнь!» – говорил он.
А вот в то, что режиссер способен сделать жизнь людей лучше и ярче, верил свято. И ему это удалось на сто процентов.


Теги: #