Станция особенной судьбы

Станция особенной судьбы

Станция особенной судьбы
Станция особенной судьбы
Первые пассажиры поехали по самому длинному на тот момент эскалатору 6 мая 2003 года. И вот уже более 20 лет в День Победы эта станция становится самой многолюдной и работает только на выход. Несмотря на гигантский поток, места хватает – станция глубокая и длинная. О том, как реализовывался этот непростой проект, рассказал создатель «Парка Победы» – народный архитектор, президент Союза московских архитекторов, академик Российской академии художеств, профессор МАРХИ, главный архитектор института «Мосинжпроект» Николай Шумаков.

ПОСЛЕДНИЙ СОВЕТСКИЙ КОНКУРС
Конкурс на эту станцию прошел в год распада СССР. Первые два места заняли проекты архитекторов-фронтовиков – Михаила Марковского и Марка Бубнова. У Марковского за плечами были реализованные конкурсные проекты, такие как станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии (1953), «Университет» (1959) и «Китай-город» (1971). Марк Бубнов ранее участвовал в проектировании станции «Воробьёвы горы». Третье место разделили проекты «Метрогипротранса» и «Моспроекта-2». На фоне заслуженных архитекторов отчетливо выделялся проект «Метрогипротранса». Во-первых, его представили самые молодые конкурсанты – архитекторам Александру Орлову и Александру Некрасову не было и 30 лет. Если старшие коллеги делали акцент на торжественности, то молодежь обыграла эстетику блиндажей, цехов, военных будней. Орлов и Некрасов решили не облицовывать большую часть пилонов, показав тюбинги. Проходы между центральными и боковыми залами предлагали оформить в виде порталов, которые отделаны светлым камнем. Если у вас возникла мысль, что где-то уже видели подобное, это неслучайно – позднее многие детали этого проекта реализовали на станции «Савёловская» БКЛ. Дело в том, что над «Савёловской» архитекторы работали в составе команды под руководством Николая Шумакова, который предложил обнажить тюбинги еще раньше – в 1987 году. Ни одному из этих проектов не суждено было осуществиться. После августовских событий 1991 года Советский Союз распался и строительство остановилось. Вскоре по экономическим причинам было предложено изменить конструкцию и способ строительства станции.

ПОЧЕМУ ПЛАТФОРМА ДЛИННАЯ?
Помимо идеологического значения – показать величие страны-победителя – у станции было и вполне утилитарное предназначение. Предполагалось, что она станет пересадочным узлом: в 1980-е в Москве проектировали систему линий экспресс-метро, которые должны были кардинально улучшить транспортную ситуацию в городе. Предполагалось, что «Парк Победы» станет двухзальной станцией с пересадкой по типу «Китай-города» и будет обслуживать одновременно поезда Арбатско-Покровской и скоростной Митинско-Бутовской линий. Планировалось строительство еще одной станции – линии скоростного метро «Солнцево» – «Мытищи», ее рассчитывали расположить перпендикулярно двухзальному комплексу.
Поэтому длина боковых залов составляет 200 метров, что объясняется планируемой когда-то необходимостью принимать составы экспресс-метро из 10 вагонов. Сегодня максимальная длина эксплуатируемых в Москве составов – восемь вагонов, а стандартная длина платформы – порядка 163 метров.

НОВЫЙ ЭТАП
В 2000 году было принято решение о возобновлении строительства станции. Результаты конкурса десятилетней давности к этому моменту морально устарели. Изменилось и конструктивное решение, в итоге цепь этих событий привела к полному пере-
осмыслению «Парка Победы». Автором нового проекта стал Николай Шумаков. «Мы отказались от изначальной идеи создания двух принципиально разных по архитектуре залов. Два станционных зала, идентичных по архитектуре, построены по зеркальному принципу. Станции пилонного типа отделаны каррарским мрамором красного и белого цветов, во всю протяженность центрального зала идет сплошной карниз. В торцах залов установлены панно работы Зураба Церетели, одно из них посвящено Отечественной войне 1812 года, второе – Великой Отечественной войне, последнее было демонтировано в 2015 году при строительстве второго выхода из станции», – рассказывает архитектор.

Николай Шумаков с улыбкой вспоминает, как в своей манере попытался пошутить над мастером. «Был январь, я сказал, что пора приступать к работе, иначе до сдачи в мае не успеем. Зураб тут же бросился кому-то звонить с распоряжениями. Позднее, став свидетелем работоспособности его команды, я понял, что они бы успели и за два месяца. Когда я сказал, что сдача в мае следующего года, он облегченно расплылся в улыбке и бросился ко мне с объятиями: «Успеем, дорогой, успеем!» – вспоминает Николай Шумаков. В целом, учитывая те непростые времена, в которые проектировалась и реализовывалась станция, архитектор признает, что проект получился достойным. «Она строилась в переходные в архитектуре времена. На станции есть отсыл к сталинскому ампиру, подчеркнутый карнизами, пилонами и световыми решениями. Считаю это уместным – это демонстрирует победный дух и отсылает нас к той эпохе, когда был повержен враг», – заключает Николай Шумаков.