Юбилейный год - Московская перспектива
Юбилейный год

Юбилейный год

Юбилейный год
Юбилейный год
Мосметрострой этой осенью отметил 90-летний юбилей. О том, как сегодня развивается компания, какие проекты реализовываются и каковы перспективы реконструкции транспортных объектов, рассказал генеральный директор компании Сергей Жуков.

▶ Назовите самое значимое, на ваш взгляд, событие в жизни компании за текущий год.
– Юбилей «Московского метростроя» – 90 лет! Уверен, вы согласитесь, что динамичное развитие столицы, которое мы сейчас наблюдаем, было бы невозможно без нашей легендарной подземки. За последние десять лет строительство метрополитена вышло на рекордные темпы. Это во многом заслуга столичных властей, которые утвердили программу развития и прилагают максимум усилий, чтобы строительство велось с минимальным дискомфортом для жителей столицы. Мы, строители, делаем все возможное, а порой и невозможное, чтобы строительство не прерывалось. 2020 год тому подтверждение, когда метростроевцы, рискуя своим здоровьем, продолжали прокладывать тоннели и помогали возводить инфекционную больницу. Впрочем, помогать и быть на передовой – это в ДНК метростроевцев. Изучая историю компании, не перестаешь удивляться открытости и готовности коллектива идти на подвиги вопреки обстоятельствам. Будь то Великая Отечественная война, постперестроечный период – метростроевцы всегда были на передовой! Конечно, бывали и есть в жизни нашей организации и яркие, радостные моменты. Каждая сбойка, каждый пуск новой станции – для нас это праздник! И мне хотелось бы, чтобы поводов для радости у метростроителей было как можно больше.

▶ В каком направлении сейчас двигается «Мосметрострой»?
– Cегодня мы закладываем фундамент для дальнейшего увеличения портфеля заказов по нескольким основным направлениям деятельности компании. Первое, и основное, – это строительство и реконструкция объектов метрополитена. Второе – сооружение, модернизация и реконструкция железнодорожных тоннелей и прилегающей к ним инфраструктуры. И есть перспективные направления, которые мы уже сейчас прорабатываем, но более подробно расскажу, когда будут реализованы первые проекты.
На данный момент в работе у «Мосметростроя» пять станций на Большой кольцевой линии: на северо-восточном участке с нуля строятся «Сокольники», «Марьина Роща» и «Рижская», на южном реконструируются «Варшавская» и «Каширская». Строительство на северо-востоке стало испытанием для метростроевцев. Так, сооружение тоннелей между «Рижской» и «Савеловской» – одна из самых сложных инженерных задач в ходе строительства БКЛ не только из-за необходимости работать на экстремальной глубине. Двигаясь в сторону «Савеловской», ТПМК должны были пройти под действующими станциями метро – «Рижской» Калужско-Рижской линии и «Марьиной Рощей» Люблинско-Дмитровской, а также под железнодорожными путями. Были приняты дополнительные меры, обеспечившие безопасную эксплуатацию объектов метрополитена и Российских железных дорог. Сейчас на «Рижской» и «Марьиной Роще» полностью завершены горнопроходческие работы и раскрыты проемы между центральным и боковыми залами. Ведутся гидроизоляция тоннелей и бетонирование основных конструкций станционных комплексов. Готовность «Сокольников» составляет 90%. На станции идут архитектурно-отделочные работы пассажирской зоны и благоустройство прилегающей к вестибюлю территории. На словах выглядит лаконично, но на деле за этим стоит колоссальный труд всего коллектива. В активной фазе строительства продление Люблинско-Дмитровской линии – станции «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». На участке протяженностью 5,8 км пройдены перегонные тоннели.

▶ «Мосметрострой» сегодня единственная компания в своей области деятельности, которая работает и на зарубежном рынке. Расскажите, на какой стадии строительства находится железнодорожный тоннель в Сербии?
– Тоннели на участке Стара Пазова – Нови Сад полностью сооружены и готовятся к открытию. В 2019 году в рамках этого проекта мы взяли на себя обязательства по возведению 46 искусственных сооружений: два железнодорожных моста и две автодорожные эстакады, четыре подземных транспортных тоннеля, пять подземных пешеходных переходов и тридцать три водопропускные трубы. Все объекты предстояло выполнить в населенных пунктах, в зонах действующих коммуникаций и на пересечениях автомобильных дорог. Это обстоятельство потребовало тщательно продумать логистику и организацию строительных площадок. Самыми сложными в исполнении оказались крупные объекты. Среди них S-образная автодорожная эстакада с пролетами из преднапряженных бетонных конструкций, расположенная в городе Сремски-Карловцы, и железнодорожный мост в городе Нови-Сад, для возведения которого полностью перекрыли автомобильное движение по главной улице и выполняли работы в круглосуточном режиме. В число непростых объектов вошел и автомобильный тоннель под железной дорогой на улице Божидара Аджие в городе Петроварадине. При его строительстве обнаружили подземное озеро, воду откачивали насосами круглосуточно, чтобы потом полностью заменить грунт. Другой аналогичный переезд, на улице Воеводы Путника
в Инджии, соединяющий город с автомагистралью между Белградом и Нови-Садом, строили в стесненных условиях: в окружении жилых домов, стадиона и мукомольной фабрики. Помимо Сербии с 2020 года «Мосметрострой» задействован и на реконструкции железнодорожных тоннелей на линии Врбница – Бар в Черногории.

▶ А как вы оцениваете опыт «Мосметростроя» в реконструкции станций столичной подземки?
– В то время как британские коллеги размышляют и разрабатывают концептуальные проекты по радикальной реконструкции кольцевой линии лондонского метрополитена, мы уже нарабатываем опыт в этом направлении. Двенадцать станций – кстати, в нумерологии это мощная цифра, – причем сложнейших по своим техническим характеристикам и эксплуатационным особенностям, обрели новую жизнь после проведенных капитальных строительно-восстановительных работ. Среди них «Ленинский проспект», «Китай-город», семь станций Филевской линии – «Студенческая», «Кутузовская», «Фили», «Багратионовская», «Филевский парк», «Пионерская», «Кунцевская». Для своего времени эти станции были уникальны и очень востребованы.
А в наше время их реконструкция обернулась непростой задачей, требующей умения оперативно решать непредвиденные проектом задачи. И что самое сложное и ценное с точки зрения опыта – это осуществление строительно-монтажных работ на платформенном участке в режиме действующего метрополитена. На мой взгляд, метростроевцы справились с поставленной задачей. А полученный практический опыт сегодня нам помогает на Каховской линии, впрочем, это название уже история. Три станции, которые находились на ней, – «Каховская», «Варшавская» и «Каширская» – после реконструкции будут интегрированы в Большую кольцевую линию. Одна из них – «Каховская» – открылась 7 декабря при участии президента РФ Владимира Владимировича Путина и мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина в составе рекордного количества станций в истории современной России.

▶ Сергей Анатольевич, помимо работы что для вас «Мосметрострой»?
– В одном из недавних интервью журналистка меня спросила, могу ли я назвать все станции метрополитена, которые сейчас есть на схеме. Я тогда уверенно ответил, что могу. А сегодня задумался над количеством станций, построенных уже лично под моим руководством. И каждая из них, с момента выхода на строительную площадку и открытия станции, как отдельная история, глава со своими тонкостями, характерами и образами. «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево», «Петровско-Разумовская», «Бутырская», «Фонвизинская», «Окружная», «Верхние Лихоборы», «Селигерская», «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская» – и это лишь половина того, что проживается сегодня. Фраза выдающегося инженера, ученого, дважды возглавлявшего «Московский метрострой», Юрия Анатольевича Кошелева «моя жизнь – вся метростроевская» настолько стала близкой и понятной, что иного и не видится. Поэтому каждое новое рождение станции – это долгожданный праздник больших побед!

Теги: #