За год число продаж загородных участков удвоилось - Московская перспектива
За год число продаж загородных участков удвоилось

За год число продаж загородных участков удвоилось

За год число продаж загородных участков удвоилось
За год число продаж загородных участков удвоилось mos.ru
Специалисты ИНКОМ-Недвижимость изучили состояние рынка первичных участков без подряда (УБП) в Московской области. Так, из 35,5 тыс. лотов, выставленных на продажу, 29,9 тыс. шт. относятся к эконом-сегменту (средняя стоимость 1,8 млн руб.) и преимущественно экспонируются в моноформатных проектах. Более дорогостоящие участки обычно располагаются в мультиформатных поселках, где основную долю составляют коттеджи и/или блокированная застройка. Поскольку в целом участки без подряда – это наиболее экономичный вариант покупки на первичной «загородке», их популярность не снижается: они занимают 89,3% в спросе, и за год число продаж увеличилось более чем в 1,5 раза.

Предложение

В Аналитическом центре ИНКОМ-Недвижимость рассмотрели показатели сегмента участков без подряда на первичном загородном рынке Подмосковья и выявили годовую динамику. Так, в настоящее время экспозиция УБП насчитывает 35,5 тыс. лотов – за рассматриваемый период предложение данного формата уменьшилось на 10%. Средняя стоимость участка оценивается аналитиками в 3,3 млн руб., в годовом выражении снижение всего на 1%.

В общем составе УБП 29,9 тыс. лотов (84%) относятся к ценовой категории эконом – за год их стало меньше на 12%. Средняя стоимость участка экономкласса составляет 1,8 млн руб. (–1% за год). Комфорт-класс представлен 4,9 тыс. лотов (14% в совокупном объеме) с медианной ценой 6,3 млн руб.: за год их число увеличилось на 23%, а стоимость на 33%. На бизнес-класс приходится всего 300 участков (0,9% в совокупном объеме), средняя стоимость 28,4 млн руб.: –53% и +213% соответственно. В элитном сегменте покупателям предлагаются 400 участков (1,1% в структуре первичных УБП), что на 49% меньше, чем год назад; в среднем земельный надел стоит 58,5 млн руб., за год +4%.

«Когда речь идет о ценовой категории УБП, подразумевается класс поселка, в котором расположен участок. Экономкласс – это большей частью моноформатные проекты с продажами именно УБП. Более дорогие участки обычно экспонируются в составе мультиформатных проектов, где основную часть, как правило, занимают коттеджи и/или блокированная застройка. На подмосковном загородном рынке 21% поселков – мультиформатные», – рассказывает Дмитрий Таганов, руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость.

Анализируя участки земли различных ценовых сегментов, следует также упомянуть об их площадях. Так, в экономклассе среднестатистический надел земли – 10 соток, в комфорт-классе – 12 соток. Участок категории бизнес имеет средний размер 14 соток, элитный 20 соток.

Татьяна Максимова, начальник отдела направления «Загородная недвижимость» ИНКОМ-Недвижимость, перечислила основные характеристики экономичных участков как наиболее широко представленных на рынке: «В проектах с УБП экономкласса неполный набор коммуникаций: как правило, разведено по столбам электричество, есть водопровод, редко бывают проведены газ и канализация. Размер участков – в диапазоне от 6 до 12 соток. Стандартно дороги – это асфальтовая крошка или мелкий гравий. Удаленность от Москвы может быть разной: например, по восточным и южным направлениям – сразу за ''бетонкой'', по западным и юго-западным – далее 75 км».

Спрос

По данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, УБП занимают 89,3% спроса на первичном загородном рынке Московской области, и за год число продаж увеличилось более чем в 1,5 раза (на 59%).

«Интерес к участкам увеличивается с каждым годом. В 2021–2022 гг. покупатели рассматривали земельные наделы как надежное вложение денег для их сохранения в нестабильное время (затрат на содержание нет, нужно только платить налог на имущество раз в год). Далее популярность участков росла также в связи с возможностью взять ипотеку с господдержкой и построить дом. Причем для этого необязательно привлекать строителей, аккредитованных при банке, можно выбрать любых и даже строить самостоятельно. Все это стимулирует спрос», – отмечает Татьяна Максимова.

Сейчас основной причиной активизации покупателей эксперты компании называют скорое окончание многих льготных программ кредитования – это самая волнующая тема для рынка недвижимости. Накануне завершения льготной ипотеки клиенты стараются успеть «вскочить в последний вагон», ускоряются с выбором участков, соглашаются на более-менее подходящие варианты, чтобы успеть получить кредит. Однако многие банки уже исчерпали лимиты, делятся наблюдениями специалисты ИНКОМ-Недвижимость.

Татьяна Максимова: «Разумеется, и после 1 июля программы льготного кредитования продолжат работать, но переформатируются. Как именно, пока не известно, и в этом интрига. Предположительно останется льготное кредитование для семей с детьми, и льготы будут зависеть от количества и возраста детей. Мы полагаем, что будут введены новые меры поддержки индивидуального жилищного строительства: соответственно, это повлияет на дальнейший рост спроса. Кредитование покупки участков с последующим возведением дома набирает обороты – совершенствуются формы взаимодействия банка, покупателя и строителей. Современные технологии позволяют очень быстро строить – буквально несколько месяцев, и вы в собственном новом доме».