Идут по рельсовому кругу
Началось строительство 20 из 32 транспортно-пересадочных узлов на Малом кольце Московской железной дороги, по остальным ведется проектирование. В целом необходимая инфраструктура для запуска пассажирского движения создана уже на 70%. На прошлой неделе власти столицы рассказали журналистам о ходе реализации проекта новой транспортной системы, которая фактически станет еще одной кольцевой линией метрополитена.
МКЖД уже в следующем году начнет перевозить пассажиров. Это железнодорожное кольцо планируется интегрировать в систему метрополитена. Запланированы пересадки на радиальные ветки подземки, а также на железнодорожные линии. Таким образом, власти столицы хотят распределить пассажиропотоки в центре города.
«Мы проехали практически половину существующего кольца. Работы развернуты хорошо, везде идет строительство. Сомнений в том, что в следующем году в столице появится полноценное наземное метро в виде Малого кольца железной дороги, у нас нет никаких», – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
По его словам, в конце 2015 года движение по МКЖД будет запущено в тестовом режиме, а осенью 2016-го начнутся пассажирские перевозки, которые будет осуществлять Центральная пригородная пассажирская компания, выигравшая конкурс, объявленный Московским метрополитеном. Длина окружной железной дороги составит 54 км. Малое кольцо будет перевозить до 300 млн человек в год, что сопоставимо с загруженными ветками метро.
«В настоящее время мы ведем работы по проектированию 31 остановочного пункта на МКЖД, по 20 из них начались строительно-монтажные работы», – рассказал журналистам генеральный директор ОАО «Московская кольцевая железная дорога» Алексей Зотов. При этом он подчеркнул, что все остановочные пункты будут готовы к сентябрю 2016 года, когда начнется пассажирское движение по окружной дороге. Марат Хуснуллин добавил, что сейчас на транспортно-пересадочных узлах строится так называемая технологическая часть, необходимая для обслуживания пассажиров и пересадок. Коммерческие площади, по его словам, могут появиться позднее. Многое зависит от интереса инвесторов. Уже в этом году должен пройти первый конкурс на ТПУ «Ботанический сад».
«МКЖД – это не просто транспортный проект, который улучшит дорожную обстановку в Москве, но и очень важное градостроительное решение. На участках бывших промзон появятся жилые кварталы со всей необходимой инфраструктурой», – отметил Марат Хуснуллин. По его оценке, может быть возведено 3–4 млн кв. метров различной недвижимости в срединной части города с хорошей современной транспортной инфраструктурой. «Могу сказать, что в результате запуска МКЖД появятся десятки новых маршрутов общественного транспорта, а также, наверное, сотни километров дополнительных пеших связей. Наша задача – обеспечить жителям близлежащих районов удобную пешую доступность», – сказал он.
По целому ряду промзон, которые расположены вблизи МКЖД, уже приняты градостроительные решения. Так, в промзоне «Магистральные улицы» площадью около 200 га сейчас находятся самые разные предприятия, построенные во второй половине XX века. Здесь будут созданы жилые кварталы с социальной инфраструктурой, логистический и торговый центры общей площадью 150 тыс. кв. метров, двухуровневый подземный паркинг на 2,4 тыс. машино-мест, а также плоскостные стоянки, две гостиницы и деловые здания.
Концепция развития территории ЗИЛа, через которую также проходит МКЖД, предусматривает создание прогулочных зон у набережной, строительство образовательных центров, жилой недвижимости. Всего планируется ввести 4,5 млн кв. метров разноформатной недвижимости. Под жилье и апартаменты планируется отдать около 50–60% от общей площади застройки.
Проект застройки промзоны «Южный порт» площадью в 900 га предполагает строительство до 7,5 млн кв. метров недвижимости. Планируется, что здесь будут жить до 60 тыс. и работать до 80 тыс. человек. Территорию разобьют на квадраты. У воды построят жилье, а вторая зона станет продолжением технополиса «Москва», в который войдут производственные площадки. Объемы инвестиций в проект оцениваются более чем в 9 млрд евро.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Собянин, мэр Москвы:
– Мне хочется МКЖД переименовать, дать ему другое название. Многие путают его с МКАД. МКЖД – это «ржавое кольцо», как его называют москвичи, которое проходит через депрессивные городские территории и промзоны. И вдруг оно превращается в современную транспортную систему – в наземное метро, – которую будет администрировать Московский метрополитен. То есть это кольцо и подземка станут единым организмом. В большинстве городов мира, кроме Москвы, все наземные железнодорожные пути считаются метро. Поэтому МКЖД на самом деле – это еще почти 50 км метро. Поезда здесь будут ходить в таком же графике, как и в метро. При этом предусмотрены пересадки с линиями метрополитена.
Олег Тони, вице-президент РЖД:
– Создаваемая инфраструктура на МКЖД – транспортно-пересадочные узлы и платформы – будет отвечать всем современным требованиям. Исторические здания на МКЖД мы сохраним и приведем в надлежащее состояние. Пассажиры, которые поедут по кольцу, смогут увидеть, что делалось нашими предками более 100 лет назад. Что касается сноса сооружений, не представляющих историческую ценность, то совместно с правительством Москвы мы определили около 4 тыс. зданий, порядка 3,6 тыс. на данный момент уже демонтированы.
Для организации на МКЖД пассажирского движения направлено 74,8 млрд рублей. Хочу всех заверить, что никакого роста стоимости не будет. Наша совместная работа с подразделениями правительства Москвы позволила даже немного сэкономить средства и направить их на строительство дополнительных объектов на этом кольце.