Доверие на уровне
Исследование состояния строительной отрасли проводилось в сентябре методом онлайн-анкетирования, телефонного опроса и экспертного интервью. В нем приняли участие 1,2 тыс. респондентов, представляющих инвестиционно-строительное сообщество Москвы. 57% опрошенных, согласно данным, полученным социологами, занимаются строительством жилья, 20% – коммерческой недвижимости, около 7% проектированием, остальные возводят объекты социальной сферы, транспортную или инженерную инфраструктуру. Целью опроса было выяснить, комфортно ли застройщикам работать в столице и насколько эффективно складываются их взаимоотношения с городскими властями. А также определить основные проблемы и ожидания участников рынка. «Уровень доверия органам власти в сфере строительства можно считать достаточно высоким», – подводя итоги исследования, подчеркнул Валерий Фёдоров.
По его словам, по шкале от 1 (очень плохо) до 10 (отлично) Москва получила почти 7 баллов – больше, чем другие регионы, где работают опрошенные строительные компании. Главный вывод, который социологи сделали после анализа собранных материалов: застройщики хорошо информированы о действиях столичных властей в сфере градостроительной политики, находятся в постоянном контакте с уполномоченными органами и позитивно оценивают их работу. Очень высоким оказался показатель информированности респондентов о возможностях городских цифровых сервисов, переводе услуг в цифровой вид, внедрении BIM-технологий и других инициативах властей, призванных упростить процедуры и сократить сроки строительства. «Общий уровень информированности представителей строительной отрасли о цифровых сервисах находится на довольно высоком уровне.
В настоящий момент все получают госуслуги в сфере строительства в режиме онлайн (100%)», – отметил Фёдоров. По его словам, абсолютно все опрошенные знают официальный портал мэра и правительства Москвы, а также пользуются сайтами стройкомплекса и его подразделений. В целом, по словам Фёдорова, по сравнению с прошлогодним исследованием в строительной сфере Москвы заметны огромные перемены. «Конечно, стало лучше. Многие вещи пройдены, многое стало быстрее работать, а цифровизация позволила застройщикам перестать ходить с бумажками по кругу», – отметил он.
Изменения в регуляторике строительной сферы 32% респондентов оценили как позитивные, 30% – как негативные, еще 30% не заметили изменений. Основными проблемами отрасли, по их мнению, являются удорожание стройматериалов, сложности с получением разрешительной документации, нестабильные «правила игры», связанные с непредсказуемостью экономической конъюнктуры и частыми изменениями законодательства. При оформлении документов больше всего сложностей у участников рынка вызывают ввод объекта в эксплуатацию (об этом заявили 34% опрошенных) и подключение к инженерным сетям (32%). Что касается пожеланий, то предугадать их было нетрудно: бизнес стабильно ратует за упрощение правил и ослабление контроля, хотя не всегда и не везде это отвечает интересам потребителей. Участники исследования ВЦИОМа высказались за дальнейшее сокращение административных процедур и сроков их прохождения, упрощение порядка внесения изменений в Правила землепользования и застройки и утверждение архитектурно-градостроительного решения (АГР). Глава департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин, комментируя результаты опроса, заявил, что проблема административных барьеров для бизнеса в Москве больше не стоит, но оптимизация процедур по-прежнему является актуальной. «Мы понимаем, что пока остаются неровности и шероховатости, над которыми продолжаем работать», – сказал он.
Столичные власти рассчитывают, что вопросы, поставленные застройщиками, поможет снять цифровая трансформация отрасли, которая ведется по нескольким направлениям, включая расширение перечня услуг, оказываемых в электронном виде, применение BIM-технологий и поэтапное создание «экосистемы», объединяющей все услуги и сервисы. Международный опыт показывает, что применение цифровых технологий позволяет сократить сроки строительства на 19%, а его стоимость на 23%.