Как реставрируют московские памятники

Как реставрируют московские памятники

Как реставрируют московские памятники
Как реставрируют московские памятники
С 2010 года в столице отреставрировали более 2,2 тыс. объектов культурного наследия. Большинство из них после восстановления наделяют новыми функциями. Но реализация такой задачи непроста, поскольку связана с большим объемом дополнительных работ.

Например, в здании «без удобств», построенном два века назад, необходимо укрепить несущие конструкции, лестницы и балки, изменить систему отопления, электро- и водоснабжения, произвести необходимые противопожарные доработки. Они не должны навредить образу и интерьерам постройки и при этом сделать возможным безопасное использование объекта в качестве ресторана, офиса, музея, театра или жилого дома.

В ходе реставрации важно не переступить черту, за которой она превращается в реконструкцию. И особое значение здесь, по словам главы Департамента культурного наследия Москвы Алексея Емельянова, имеют изучение исторических документов и тщательная проработка проекта. «Важно не просто отреставрировать объект, но и адаптировать его под современное использование в жизни города, с возможностью сохранения функции», – отмечает эксперт.

При этом архитектор, который занимается возрождением памятника, поставлен перед необходимостью совместить почти несовместимое, вдохнув новую жизнь в старую архитектурную оболочку. Это требует знаний в области реставрации, опыта работы в проектировании и, главное, понимания своей специфической роли в этом процессе. Впрочем, и на следующем этапе работ – непосредственно реставрации – специалистам предстоит решить очень сложную задачу: вписать в историческое пространство новую функцию дома, не нарушив и не повредив подлинные детали памятника. Вот почему, по мнению экспертов, необходимо отчетливо представлять, что реставрация памятника с его последующим приспособлением – всегда компромисс, и будет ли он удачным, зависит от таланта архитектора.

Назначение таких зданий может быть совершенно разное. Например, в доме статского советника Андрея Дашкова (Дашков переулок, дом 7) работает теперь детская клиника. Здание, ставшее памятником архитектуры, возведено в начале XIX века. Прежнее Миусское трамвайное депо превратилось в гастрономический центр. На ВДНХ в павильоне № 71 (бывший «Атомная энергия») после реставрации открылся дворец госуслуг «Мои документы», павильон № 58 «Земледелие» переоборудовали в центр славянской письменности «Слово», а в павильоне № 62 «Охрана природы» разместился Международный центр балета.
Иногда у здания уже есть конкретная функция, поэтому задача реставраторов – сохранить и усовершенствовать ее. Так, например, произошло с детской музыкальной школой имени Р.М. Глиэра. Она была открыта в 1933 году, и с тех пор в доме № 29 на Большой Якиманке обучали музыке юных москвичей. Спустя почти столетие здание изрядно обветшало. Специалисты укрепили конструкции четырехэтажного дома, восстановили его исторический фасад, а внутри отремонтировали два концертных зала, фойе, коридоры и 28 учебных кабинетов.

Бывший доходный дом купца Алексея Михайлова в стиле модерн на Большой Дмитровке, возведенный в 1903 году по проекту архитектора Адольфа Эрихсона и являющийся объектом культурного наследия регионального значения, был отреставрирован и превращен в элитный комплекс апартаментов. «В ходе реставрации фасадов здания мастерам довелось работать с материалами, которые применял архитектор Эрихсон. Это и гипсовые маскароны в египетском стиле, и бетонные панно с сюжетами тоже на египетские темы, и оригинальной формы венчающие карнизы, в конструкции которых были устроены специальные желоба для сбора дождевых вод и аккуратного отвода их к водосточным трубам, и потрясающей красоты керамическая плитка являются одним из главных украшений фасадов. При этом помимо преображения фасада здания мастерам удалось реконструировать подъезды», – рассказывает руководитель архитектурно-реставрационной мастерской Денис Писарев.
В этом году специалисты планируют завершить реставрацию здания Центросоюза, расположенного на Мясницкой улице. Постройка авторства Ле Корбюзье для Всесоюзного общества кооператоров появилась на карте Москвы в 30-х годах XX века. Чуть позже в здании работали сотрудники Министерства текстильной промышленности и Центральное статистическое управление СССР. В настоящее время его занимают Росфинмониторинг и Росстат.

В 1970-е годы здание приспособили под новые условия, разграничив этажи и разделив их на отдельные кабинеты. При этом фасады перестеклили, а интерьеры фойе, лестниц и актового зала отреставрировали, сохранив их первоначальный вид.