Сергей Собянин открыл новый вестибюль на Белорусском вокзале

Сергей Собянин открыл новый вестибюль на Белорусском вокзале

Сергей Собянин открыл новый вестибюль на Белорусском вокзале
Сергей Собянин открыл новый вестибюль на Белорусском вокзале
На Белорусском вокзале полностью завершено формирование новой пассажирской инфраструктуры. Финальным этапом стало открытие вестибюля для поездов МЦД-1 и МЦД-4, на торжественную церемонию приехал мэр Сергей Собянин.

«Белорусский вокзал сегодня – один из самых напряженных транспортных узлов. Здесь самое интенсивное движение поездов – каждые 2,5 минуты приходят новые составы. Почему это происходит? Потому что здесь, помимо обычного движения поездов дальнего следования, как вы знаете, мы ввели Московские центральные диаметры – МЦД-1, МЦД-4. И это, конечно, потребовало переосмысления всей логистики и благоустройства территории Белорусского вокзала. Мы начинали с площади Белорусского вокзала, с продления трамвайной линии, которая зашла на площадь перед вокзалом. И здесь, конечно, значительно все изменилось. Сегодня это сделано по стандартам московских городских вокзалов: комфортная среда, вестибюли, подземные переходы. Я надеюсь, пассажирам, которые, прибывают сюда, а их десятки-десятки тысяч, будет комфортнее здесь пересаживаться на другие поезда, на метро и приезжать в город», – сказал столичный градоначальник на церемонии открытия. 

Заместитель генерального директора РЖД Олег Тони сообщил, что в завершение этого этапа комплексной модернизации продолжается реконструкция Белорусского вокзала под поезда дальнего следования. «Все выполняются без остановки движения. Люди уже привыкли к уровню комфорта», – подчеркнул Олег Тони. 

Новый пассажирский вестибюль позволит пассажирам первого и четвертого Московских центральных диаметров совершать комфортные пересадки с одного вида транспорта на другой. С открытием нового вестибюля обновление Белорусского вокзала в соответствии с современными стандартами московского транспорта полностью завершено.

Снимок экрана 2024-02-06 в 11.37.13.png 

Белорусский вокзал – один из старейших вокзалов и ключевых транспортных хабов центра Москвы, а также самый большой вокзал на МЦД-1 и МЦД-4. На площади Тверской Заставы пересекаются четыре линии рельсового каркаса мегаполиса:

– МЦД-1,
– МЦД-4,
– Кольцевая линия метро,
– Замоскворецкая линия метро.

Кроме того, здесь сосредоточены остановки 16 автобусных и двух трамвайных маршрутов города. На Белорусский вокзал приходят поезда дальнего следования и двухэтажные «Аэроэкспрессы», следующие в аэропорт Шереметьево. Это – крупнейший по площади московский городской вокзал на МЦД-1 и МЦД-4. Белорусский вокзал входит в пятерку самых больших по пассажиропотоку транспортных хабов Москвы. За сутки вокзалом пользуются свыше 130 тысяч человек.

Модернизация инфраструктуры Белорусского вокзала стала одним из самых сложных и объемных проектов создания Московских центральных диаметров. Работы здесь шли в стеснённых условиях городской застройки и осложнялись тем, что рядом находятся сразу несколько объектов культурного наследия:

– историческое здание Белорусского вокзала,
– дом Управления пароходства канала Москва-Волга,
– Тверской путепровод.

Снимок экрана 2024-02-06 в 12.28.28.png

Вокзал модернизировали в несколько этапов:

В рамках первого в 2017 году прошло благоустройство площади Тверской Заставы. Здесь воссоздали исторический сквер, вернули памятник Максиму Горькому, построили разворотное кольцо и возродили трамвайное движение. Сегодня пассажиропоток трамваев у Белорусской составляет 1,5 тысяч пассажиров в сутки.

В ходе второго этапа в 2019 году открыли новый терминал для пригородных поездов Москва – Усово и экспрессов, что позволило высвободить транзитные пути для запуска движения по МЦД-1 «Белорусско-Савёловский».

Третий этап проходил в 2021-2024 годах. За это время специалисты провели масштабную реконструкцию пассажирской инфраструктуры Белорусского вокзала, причем сделали это без остановки движения поездов – с организацией реверсивного движения и временным изменением графика. Основные работы последнего этапа завершили в сентябре 2023 года – к запуску движения по МЦД-4 «Калужско-Нижегородский». Была проведена реконструкция трёх пассажирских платформ, на которых установили навесы на всю длину для защиты от осадков и автоматы по продаже билетов.

35daab7bfb5eb5b5ce64530b15f103ea4d60078d.jpeg 

Последним этапом реконструкции инфраструктуры Белорусского вокзала стало завершение работ в пассажирском вестибюле. Общая площадь новой пассажирской инфраструктуры, включающей интеграционный вестибюль, северный вестибюль и подземный пешеходный переход, составила 1,6 тысяч «квадратов».

Вестибюль построили на месте старого небольшого турникетного павильона, пропускная способность которого не соответствовала возросшему пассажиропотоку МЦД-1 и МЦД-4. В новом здании установлены 17 турникетов, что позволит пассажирам даже в часы пик не стоять в очереди для прохода к поездам.

Подземный переход связал все три платформы, спуски-подъёмы оборудованы лифтами и эскалаторами, а также понятной навигацией, с помощью которой пассажиры без труда найдут выход к поездам МЦД-1, МЦД-4 и «Аэроэкспресс». В результате пересадка между МЦД-1 и МЦД-4 теперь организована полностью в закрытом контуре и стала быстрее в 3 раза.

Снимок экрана 2024-02-06 в 11.36.22.png

Сокращён путь от станций МЦД до метро. Раньше, чтобы попасть на «Белорусскую» Замоскворецкой линии, нужно было пройти через здание Белорусского вокзала с досмотром личных вещей или идти в обход через арку, огибая вокзал. С открытием нового прохода теперь можно выйти к метро прямо с платформы «На Железнодорожную» МЦД-4, минуя зону досмотра.

В рамках проекта восстановили исторический выход на платформы с Тверского путепровода, по которому пассажиры могут пройти на Ленинградский проспект и 1-ю Тверскую-Ямскую улицу.

Обновлённая инфраструктура Белорусского вокзала имеет необходимый запас пропускной способности. Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток транспортного узла увеличится на 10% и превысит 143 тысяч человек в сутки.

Что сделают для развития Московских центральных диаметров в 2024 году

Всего планируется построить и реконструировать восемь объектов пассажирской инфраструктуры:

– новый московский городской вокзал Митьково МЦД-3;
– реконструированный московский городской вокзал Щербинка МЦД-2;
– новый вестибюль на Белорусском вокзале, который обеспечит интеграцию МЦД-1 с МЦД-4 (работы завершены 6 февраля 2024 г.);
– северный вестибюль станции Тестовская МЦД-4 – с выходом к Мукомольному проезду и району Большого Сити;
– уникальное пролётное строение, которое завершит интеграцию станции Кутузовская МЦД-4 с метрополитеном;
– новый вестибюль станции Деловой центр, который обеспечит интеграцию МЦК с МЦД-4;
– южный вестибюль московского городского вокзала Лианозово МЦД-1;
– дополнительный вестибюль (надземный переход) через улицу Ленина в составе московского городского вокзала Зеленоград-Крюково МЦД-3.

Testovskaya.jpeg

Ежедневно инфраструктурой этих объектов будут пользоваться более 250 тыс. жителей Москвы и Московской области.

Как строили Московские центральные диаметры

Московские центральные диаметры – это новый формат общественного транспорта, который можно назвать наземным метро. Это сквозные маршруты пригородных электричек, курсирующие через центр с короткими перерывами, почти как в подземке. Интервал движения поездов в часы пик составляет 5-6 минут. МЦД позволяет экономить до 50% времени при поездках по городу. Сегодня сеть МЦД включает четыре диаметра – это 303 км и 136 станций, среди которых 49 московских городских вокзалов. Пассажиров перевозят 398 поездов, 78% из которых – современный подвижной состав (D1 – 100%, D2 – 100%, D3 – 70%, D4 – 53%). Ежедневно пассажиры совершают до 1,3 млн поездок (D1 – 270 тыс., D2 – 350 тыс., D3 – 400 тыс., D4 – 230 тыс.). А всего с момента запуска на МЦД было выполнено свыше 725 млн поездок, в том числе более 387 млн поездок в 2023 году.

Снимок экрана 2024-02-06 в 11.37.00.png 


Первые два диаметра, соединяющие Одинцово и Лобню, а также Подольск и Нахабино, были запущены в ноябре 2019 года. Для их запуска город достроил недостающие связи между теми вокзалами и ж/д направлениями, которые раньше вообще не пересекались. Благодаря МЦД скорость перемещения из одного конца столицы в другой увеличилась в два раза и занимает меньше часа без пересадок. А расстояние от одного конца МКАД до другого можно преодолеть менее чем за 40 минут. Открытие МЦД-1 улучшило транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы. Столица стала ближе для жителей подмосковных Лобни, Долгопрудного, Одинцово и других близлежащих населённых пунктов. В результате запуска МЦД-1 снизилась нагрузка на северный участок Серпуховско-Тимирязевской, западный участок Арбатско-Покровской, северо-западный участок Таганско-Краснопресненской и Филёвскую линию метро.

МЦД 1.png   МЦД 2.png

В августе прошлого года в столице запустили третий Московский центральный диаметр. Он связал Зеленоград и Раменское. До запуска МЦД-3 подобного маршрута в Москве попросту не существовало – для поездки с юго-востока на северо-запад города пассажиры должны были сделать пересадку с Казанского на Ленинградский вокзал, либо на метро. «Для соединения этих двух ж/д направлений провели беспрецедентные по своему масштабу работы. Например, инфраструктуру центрального участка третьего диаметра фактически создали с нуля. Заново построили Митьковскую соединительную ветвь и другие крупные искусственные сооружения, объекты инфраструктуры», – сказал Сергей Собянин на церемонии открытия. Протяженность МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» составляет 85 км. На линии расположились 38 станций, а позже откроются еще три: Малино, Рижская и Митьково. Пассажиры могут сделать 21 пересадку на метро, в т.ч. БКЛ, а также на МЦК и другие диаметры.

МЦД 3.png

Спустя всего месяц – в сентябре прошлого года, запустили и четвертый Московский центральный диаметр. Для его открытия необходимо было связать между собой два отдельных направления МЖД – Киевское и Горьковское. До создания МЦД-4 Калужского-Киевское и Курское направления железной дороги доходили лишь до Киевского вокзала и Курского вокзалов. Это были две тупиковых ветки, поезда на которых следовали медленно, доходили до тупиков, потом разворачивались и следовали обратно. Для запуска нового диаметра проложили 100 км новых путей и еще 50 реконструировали. Построили десятки инженерных сооружений: мосты, эстакады, тоннели, чтобы запустить весь этот механизм.

МЦД 4.png
Также для запуска четвертого диаметра построили 24 станции, которые стали новыми московскими вокзалами. «Это не просто станция, не просто платформа, а полноценный вокзал, интегрированный с другими видами транспорта. МЦД на сегодняшний день самый интегрированный для метро и других видов транспорта. 38 интеграций с метро, железными дорогами, МЦК и так далее. Вот такой проект получился. Мы объединили семь московских вокзалов: Белорусский, Савеловский, Рижский, Ленинградский, Ярославкий, Казанский, Курский вокзалы», – сказал Сергей Собянин.

МЦД-4 стал самым протяженным диаметром, его длина составляет 86 километров. Он проходит сквозным маршрутом с запада на восток через всю столицу и связывает подмосковные города Апрелевку и Балашиху в районе станции Железнодорожной. На момент запуска на ветке расположены 36 остановок. На МЦД-4 38 вариантов пересадок на метро, МЦК и другие диаметры. Этот диаметр связал семь центральных железнодорожных вокзалов столицы:

– Курский,
– Ярославский,
– Казанский,
– Ленинградский,
– Савеловский,
– Рижский,
– Белорусский.

17d14324a3d8185bd3511f1015b386d309a0328a.jpeg

Благодаря строительству двух дополнительных главных путей на Калужском направлении время в пути «Аэроэкспресса» до аэропорта Внуково от Киевского вокзала сократилось до 33 минут вместо 35-40, а от Аминьевской до 23 минут (вместо 25-30 минут). Открытие МЦД-4 улучшило транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы. Столица стала ближе для жителей подмосковных Апрелевки, Реутова, Железнодорожного (Балашиха) и других близлежащих населённых пунктов. За счёт перераспределения пассажиропотоков разгружены участки Кольцевой, Калининской, Солнцевской и ряда других линий московского метро, а также вылетные магистрали – Киевское, Боровское, Носовихинское шоссе, шоссе Энтузиастов.

В перспективе планируется запуск Пятого диаметра «Ярославско-Павелецкий». Он соединит подмосковные города Пушкино и Щелково на севере и Домодедово на юге. Протяженность диаметра составит 89 км, на нем расположатся 39 станций. Планируется, что центральная часть МЦД-5 будет подземной, с пересадками на станции метро. Предполагается, что пятым диаметром будут пользоваться до 603 тыс. пассажиров в сутки. 

МЦД 5.png

Фото – mos.ru и stroi.mos.ru. Инфографика – mcd.mosmetro.ru