Стройка – локомотив всей экономики

Стройка – локомотив всей экономики

Стройка – локомотив всей экономики
Стройка – локомотив всей экономики
Благодаря слаженным усилиям строителей, архитекторов и проектировщиков инфраструктура Москвы активно растет и развивается. Особое внимание уделяется крупным градостроительным проектам: программе реновации жилищного фонда, развитию системы метрополитена, реконструкции бывших промышленных и коммунальных зон, социальным объектам. О том, что в городе делается для создания комфортной среды, рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

▶ В этом году стройкомплекс Москвы отмечает юбилей – 35 лет. Сколько человек он сегодня объединяет? Сохраняются ли традиции, заложенные предшественниками?
– Столичный стройкомплекс объединяет около миллиона человек, и это не только представители строительных специальностей, но и архитекторы, дизайнеры, проектировщики, урбанисты, инженеры, экономисты, а также те, кто трудится в смежных отраслях экономики. Безусловно, мы сохраняем преемственность традиций наших предшественников. Эти традиции – в сохранении централизованного управления, концентрации всех ресурсов, направленных на достижение нашей главной цели: превратить Москву в комфортный, удобный, привлекательный для жизни город. И конечно же большое значение имеют кадры. Мы постарались соединить опыт старшего поколения строителей и энергию молодых. Вот такой симбиоз дает возможность эффективно и быстро решать глобальные и текущие задачи, которые ставит перед столичным стройкомплексом мэр Москвы Сергей Семенович Собянин.

6_2.jpg 

▶ Как город поддерживает строительную отрасль? Что, на ваш взгляд, является определяющим?
– Строительной отрасли мэр Москвы, правительство города уделяют первостепенное внимание, потому что именно строительство является локомотивом всей экономики. Одно рабочее место на стройке формирует семь-восемь рабочих мест в смежных отраслях. Непрерывная работа стройки – это гарантированная загрузка предприятий стройиндустрии, миллионы сохраняемых рабочих мест как в Москве, так и по всей стране.

Самая главная поддержка отрасли заключается в сохранении долгосрочной Адресной инвестиционной программы, которая каждый год формируется на три года вперед. Это стратегически важное решение мэр Москвы Сергей Семенович Собянин принял, чтобы гарантировать стабильное бюджетное финансирование объектов госзаказа. А это тянет за собой и стабильную зарплату строителей, и гарантированное выполнение обязательств перед москвичами по вводу самых нужных и важных объектов. Кроме того, АИП – главный стартер привлечения инвестиций. Ежегодно более 85% всего, что сдается в эксплуатацию в Москве, возводится на деньги инвесторов. Город в основном строит за счет бюджета, помимо социалки и жилья по госпрограммам, транспортную инфраструктуру, но именно она «притягивает» в столицу инвестиции. Туда, где появляются новые станции метро, современные дороги, приходят инвесторы и начинают строить жилье и инфраструктуру. А значит, создаются и новые рабочие места, увеличиваются налоговые поступления в бюджет, и Москва, таким образом, сохраняет высокий уровень социальных гарантий.

▶ Не испытывает ли сегодня отрасль кадрового голода? Специалисты каких профессий наиболее востребованы?
– Необходимо пояснить, что в нашей отрасли дефицит кадров, как правило, связан с их высокой текучестью, которая вызвана как сезонным характером работ, так и их спецификой. К тому же строителей набирают под конкретные проекты. Всего на данный момент Москве не хватает 7–8 тысяч строителей, но эти потребности мы закрываем путем привлечения работников из регионов России и стран ближнего зарубежья, которые работают вахтовым методом. Что касается конкретных специальностей, то наиболее востребованы сейчас инженеры, геодезисты, прорабы, квалифицированные мастера общестроительных работ, специалисты по ТИМ-технологиям.

6_3.jpg
▶ Насколько активно внедряются ТИМ-технологии в строительный процесс?
– Работу по цифровизации отрасли в целом и внедрению технологий информационного моделирования в частности мы ведем давно, а с 1 января прошлого года их применение стало обязательным для всех бюджетных строек. Сегодня в городе с их помощью возводится около 200 различных объектов. Например, с применением ТИМ прошли экспертизу 24 проекта в рамках программы реновации жилья, по «информационной модели» возводится семь новостроек. Применяются ТИМ и в метростроении, и в дорожном строительстве. Активно использовались эти технологии и при возведении кластера «Ломоносов», открывшегося в январе текущего года. Цифровая модель позволяет качественно спроектировать объект, сократить сроки и стоимость строительства, избежать различных коллизий, эффективно эксплуатировать любое здание и сооружение. Представить современный строительный процесс без ТИМ уже невозможно.

▶ Каковы показатели ввода недвижимости за семь месяцев? Будет ли выполнен годовой план?
– Темпы и объемы ввода сохраняются высокими и в этом году. За семь месяцев годовой план мы уже выполнили почти на 90%, сдав в эксплуатацию более 7,5 млн кв. метров различной недвижимости, в том числе десятки социальных объектов.

▶ В августе этого года программе реновации исполняется шесть лет. Какие промежуточные итоги уже можно подвести?
– Самый трудный этап, включавший подготовку всей документации, утверждение перечня домов под расселение и график переезда, подбор первых стартовых площадок, уже пройден. За шесть лет в эксплуатацию сдано уже 260 новостроек, 240 из которых переданы под заселение. Только в этом году введено 32 дома, где расположены 9,7 тыс. квартир с полностью выполненной отделкой, готовых для проживания. Процесс переезда из старых хрущевок в современные дома с августа 2017 года охватил уже 128 тыс. человек, более 103,5 тыс. из которых справили новоселье. В данный момент в стадии проектирования и строительства находится свыше 400 новостроек. С помощью технологии умного сноса демонтировано 253 хрущевки, на месте которых вырастут новые дома, куда переедут участники программы реновации в рамках следующей волны переселения. Программа реновации, безусловно, имеет для города огромное значение. Это реальный шанс обновить в целом жилой фонд, который стремительно ветшает, преобразить саму столицу, улучшив качество жизни не только миллиона москвичей, которых программа затрагивает непосредственно, но и жителей соседних районов.

6_4.jpg 

▶ Главным событием 2023 года стало открытие БКЛ, продолжается строительство новых станций и линий подземки. Реализуется и не менее грандиозный проект – МЦД. Как он развивается?
– Проект Московских центральных диаметров, который город реализует совместно с ОАО «РЖД», имеет огромное значение для всей столичной агломерации. Напомню, что в ноябре 2019 года открылось движение по первым двум маршрутам: МЦД-1 между Лобней и Одинцово и МЦД-2 между Нахабино и Подольском. Эти диаметры соединили различные направления Московской железной дороги без привязки к вокзалам. Пассажиры пользуются 62 станциями, с 23 из которых можно пересесть на метро, МЦК и радиальные направления железной дороги. При этом интервал пять-семь минут между поездами и отсутствие дневного перерыва, безусловно, очень удобны пассажирам. Ежедневно по двум маршрутам совершается более 620 тыс. поездок, и пассажиропоток растет. Несмотря на то что МЦД-1 и МЦД-2 функционируют уже более трех с половиной лет, работы по модернизации их инфраструктуры мы продолжаем. Реконструируются существующие платформы, возводятся новые. На базе крупных остановочных пунктов появляются современные вокзалы, где пассажирам создаются необходимые удобства, обеспечиваются комфортные условия ожидания поездов, пересадок на метро, кольцевую железную дорогу, наземный транспорт. В настоящее время основные наши усилия направлены на завершение строительства МЦД-3 Зеленоград – Раменское и МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожный. Таким образом, Ленинградское направление железной дороги связываем с Казанским, а Калужское – с Нижегородским. Уже к осени планируем подготовить их к запуску.