В Гостином дворе начал свою работу архитектурный фестиваль "Зодчество"

В Гостином дворе начал свою работу архитектурный фестиваль "Зодчество"

В Гостином дворе начал свою работу архитектурный фестиваль "Зодчество"
В Гостином дворе начал свою работу архитектурный фестиваль "Зодчество"
Тема фестиваля сформулирована коротко и интригующе – «Завтра». Организатор форума – Союз архитекторов России – предлагает всмотреться в будущее, а куратор Алексей Комов в своем манифесте утверждает: ответы на то, каким оно станет, можно найти уже в дне сегодняшнем.

Разговор с Алексеем Комовым, главным архитектором Калуги и первым вице-президентом Союза московских архитекторов, об ожиданиях и перспективах главного российского архитектурного фестиваля состоялся накануне его открытия.

Алексей Олегович, в одном из интервью вы и ваши коллеги сказали, что российской архитектуре предстоит выработать свой стиль. Что имелось в виду?
– На одном из профессиональных обсуждений в Крыму шла речь о развитии Новороссии и создании монументальных образов единства культурного пространство страны. Сегодня необходимо показать тесную связь и преемственность архитектурных решений России и новых территорий. В современном мире главная передача информации идет именно через образ, поэтому исключительно важно, чтобы Россия быстро и эффективно визуально репрезентировала свои достижения и намерения.
Нужно добиться цельности и архитектурного единства вновь проектируемых сооружений, чтобы новый стиль развития страны отражал то, за что борется Россия и каким она видит свое будущее. При тотальной утрате главных человеческих ориентиров именно Россия является «хранительницей ключей» от будущего, где традиция становится новым авангардом. Мы явили миру русский авангард, от которого питается вся современная западная архитектура. Наш русский классицизм уникален, как и наш советский модернизм, в котором мы имеем многонациональное пластическое разнообразие. Весь этот массив архитектурного опыта необходимо осмыслить и объединить в единую доктрину общей традиции.

Речь идет не об аттракционах, не об иронии постмодернизма, не о заигрывании с аудиторией. Все это стремительно уходит в небытие, и слава богу! Долгие годы слово «русский» считалось чуть ли не маргинальным, преобладали дикие крайности. Мы сами себя пугались и многое из-за этого упустили. Но без понимания единства канонов при наших огромных территориях невозможно удерживать страну и развивать ее. Поэтому «русское» сегодня – это «объединяющее»!

Архитектурная среда самым активным образом влияет на сознание. И сейчас именно ее роль многократно возрастает, как и ответственность архитектора. Почему именно так сформулирован манифест фестиваля «Зодчество» – «Завтра», можно понять, отвечая себе на вопрос: «Что ты сегодня сделал для страны?». Потому что будущее сегодня – это даже не ближайшая перспектива, а время, в котором мы живем уже сегодня.

Вы участвуете в разработке проекта «Маяки русского мира». Что это за спецпроект?
– В рамках спецпроекта на фестивале «Зодчество» объединись 12 архитекторов из Крыма, Москвы, Петербурга, Саратова, других городов, которые создают для новых исторических территорий монументальные «архитектурные маяки» на тему созидательности русской культуры. Идея в поиске ответа на вопрос – каков объединяющий «русский язык» в архитектуре? Эти высказывания будут очень разными, и тем интереснее увидеть весь спектр традиции: от классики до авангарда. Также на фестивале будет объявлен конкурс, посвященный «новому русскому стилю».

Раньше на вопрос присутствия традиции отвечало храмовое строительство…
– Да, и не только православное. Это были и буддийские храмы, и синагоги, и мечети – все это давно сосуществует в нашем «культурном космосе». Я уже не говорю, что и гражданские объекты в городах России – административные здания, вокзалы, театры, центральные кварталы – все типологии, весь «букет цветущего разнообразия» отвечают на ваш вопрос. В истории русской архитектуры есть множество примеров того, как зодчие «перезагружали» новый визуальный язык России, исключительно важный для репрезентации страны и общества. Особенно в советский период. Опять же это авангард 1920-х, московское метро, проекты послевоенного восстановления наших городов – Киева, Сталинграда, Севастополя, Новороссийска, в которых участвовали лучшие архитекторы СССР. Все связано, все едино во времени и пространстве. Этого категорически нельзя забывать!

Какие примеры можно назвать из современной архитектуры?
– Примеры из новейшей истории России – футуристическое преобразование Большого Сочи перед Олимпиадой-2014, блестящие передовые архитектурно-инженерные проекты в вернувшемся на Родину Крыму: Крымский мост, трасса «Таврида», реализуемый ныне арт-кластер на мысе Хрустальный в Севастополе. В самые непростые времена выдающиеся зодчие создавали величайшие проекты, символы эпохи. Сегодня и мы выходим из тени бездумных заимствований на свет собственной обновленной традиции, подчиненной логике качества и разнообразия.

Наряду с этим многие поколения россиян в регионах будут жить в старых пятиэтажках, которые тоже являются «знаком времени», но давно ушедшего. Как быть с этим?
– Например, в Калуге мы планомерно занимаемся реконструкцией этих объектов, причем отдельное внимание стараемся обращать на фасады этих зданий. У нас есть инструменты, позволяющие оцифровывать местные фасадные орнаменты и паттерны, внедряя их в городскую среду. В том числе восстанавливаем монументальное наследие 60–70-х: мозаичные панно, сграффито (техника, основанная на процарапывании верхнего слоя краски или штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету. – «МП»), исторические вывески. На улице Пушкина, Ленина, на площади Мира можно увидеть результаты.

Со стороны предпринимательского сообщества, вы видите готовность жителей участвовать в этих процессах?
– Конечно. В той же Калуге неравнодушные люди понимают, как важно насыщать пространство вокруг себя знаками просвещения, создавать не физический комфорт, а духовный. Есть компании, которые готовы развивать среду, заниматься в том числе и реставрацией, где наследие – это не что-то отжившее, а именно ресурс развития. Я вижу в этом наше историческое артельно-общинное начало, важное для тех, кто укоренен на своей земле и считает город по-настоящему «своим». И здесь, безусловно, возрастает роль модерации, которую играют главные архитекторы городов и регионов – чтобы соблюдался баланс интересов при принятии решений, чтобы выдерживался стиль, здравый смысл, не возникало перекосов.

Художник Салават Щербаков назвал современную архитектуру сетевой – все примерно одинаковое: много стекла, металла, упрощенных форм. Он считает, что во все это надо добавить немного «русскости». Вы с этим согласны?
– Здесь, скорее всего, имеется в виду искусство детали, которое кажется порой утерянным. Я согласен с тем, что без этих деталей архитектура превращается в унылую оргтехнику, в здания-холодильники, здания-термосы, не имеющие ни образов, ни настроения, ни стиля.

На что бы вы обратили внимание посетителя приближающегося «Зодчества»?
– Инновация этого года – новая полицентрическая планировка, она сделала всю композицию равноценной. Системно интегрированные спецпроекты создают плотное, насыщенное, отвечающее теме форума пространство. Есть регионы, которым в этом году предстоит премьерный «выход» – например, Волгоградская область, чья экспозиция посвящена 80-летию Сталинградской битвы. Тут важно не просто предъявить свой павильон, а сделать его интересным, соответствующим теме фестиваля и органично вписанным в общую планировку. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе связующим элементом стал масштабный мост-дракон, символ столицы региона – Югры. Часто такие конструкции-экспоненты потом используют для оформления пространств в городе: наш калужский «Красный Дедал», в 2021 году представленный на «Зодчестве», установлен во дворе нашего Госуниверситета, а портал 30-летия фестиваля в прошлом году стал входной группой в сквере Волкова. Обрамляет выставку фестиваля традиционный смотр-конкурс лучших произведений нашей архитектуры по многочисленным номинациям, где высшая награда – приз «Хрустальный Дедал».