Культура развлечений
В воскресенье, 27 ноября, в Венеции завершила свою работу 15-я Международная архитектурная биеннале. Россия на выставке представила павильон V. D. N. H Urban Phenomenon. Теперь проект вернется в Россию и будет экспонироваться на ВДНХ.
Главной темой 15-й Международной архитектурной биеннале стал «Репортаж с линии фронта». Именно так определил ее куратор выставки чилийский архитектор, лауреат Притцкеровской премии Алехандро Аравена. В центре внимания оказалась роль архитекторов в улучшении качества жизни людей по всему миру и в решении острых социальных проблем.
«Мы очень благодарны странам-участницам за их поддержку. Мы довольны результатами – большим количеством посетителей, высоким уровнем дискуссий, исследований и международного диалога в рамках выставки. Существует широко распространенное мнение, что архитектурная биеннале является наиболее значимым ориентиром для мировой архитектуры. Выставку, куратором которой стал архитектор Алехандро Аравена, будут помнить: он предложил много вдохновляющих образов, чтобы мы могли подумать о возможностях для гражданского общества, о лучшей организации пространства, в котором живут люди, будь то в самом центре городов или на окраине», – сказал на закрытии президент Венецианской биеннале Паоло Баратта. «Когда я увидел количество материала, поступающего от всех участников во время подготовки биеннале, я понял, что выставка – не просто способ обмена знаниями, мы создаем опыт. Обучение происходит в первую очередь через эмоции, и это именно то, что архитектурная выставка может предложить: эмоции, которые помогают генерировать и распространять знания», – подчеркнул Алехандро Аравена.
Россия представляла на биеннале ВДНХ. «Линией фронта стало переосмысление советского коммунистического наследства и превращение его в остроактуальный проект в области образования и просвещения. Речь об общемировой проблеме – о зданиях, транслирующих взгляды, которых уже нет, о том, как дать такой архитектуре новую жизнь», – так объяснял выбор экспозиции России главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По его словам, на примере ВДНХ можно увидеть борьбу на этой «линии фронта» – что там происходило несколько лет назад и что происходит сейчас.
Экспозиция V.D.N.H. URBAN PHENOMENON была расположена на двух уровнях. В центральном зале нижнего уровня демонстрировались артефакты советского времени. Копии и слепки были созданы группой молодых скульпторов. Встречал гостей знаменитый горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу – слава!». На верхнем уровне была представлена видеоинсталляция, погружающая в атмосферу современной выставки в разные времена года.
Теперь российский павильон площадью примерно 600 кв. метров, в который было вложено порядка 100 млн рублей, отправится в Москву. Проект V.D.N.H. URBAN PHENOMENON будет экспонироваться на ВДНХ. «Сложно определить точное место, потому что идет реставрация центральных павильонов. Монтаж и демонтаж таких сложных объектов занимает время, поэтому в любом случае перенос экспозиции на ВДНХ произойдет не раньше начала 2017 года», – рассказывала ранее директор ВДНХ Екатерина Проничева.
В конце сентября на выставке состоялся симпозиум «Музеи и общественные пространства как драйверы развития городов и социального прогресса», организованный в сотрудничестве с правительством Москвы. «Европа и Москва как один из ее центров стали рынком искусства, где первоочередную роль играют музеи. Чем должны заниматься политики, урбанисты, чем должна интересоваться молодежь? Музеями и культурными центрами», – отметила на симпозиуме партнер-основатель Diller Scofidio + Renfro Architects Лиз Дилер. По ее словам, площадь частной недвижимости постоянно растет, поэтому одной из первоочередных задач должно стать сохранение общественных пространств. Они наравне с музеями могут служить площадками для знакомства с искусством. «Интересный сплав представляет ВДНХ, где удалось совместить культуру, парковую зону, историческую и образовательную функции, развлечения и спортивные активности. Здесь каждый день что-то интересное происходит», – сказал Сергей Кузнецов.