«Ищите розу всегда, везде, во все дни жизни!»
Царица, святая, бизнесвумен, архитектор, режиссер – накануне 8 Марта «Московская перспектива» решила вспомнить женщин, без которых Москва сегодня была бы совсем другой. Каждая из этих ярких женских судеб по-своему трагична, что, к сожалению, неотделимо от истории нашей страны.
1. Кремлевский брак по расчету
Благодаря этой женщине Россия имеет на гербе двуглавого орла и именует себя Третьим Римом, а Москва обзавелась белокаменным Кремлем. Речь, конечно, о Софье (Зоя) Палеолог – племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога и второй жене Ивана Грозного.
После смерти отца девушка жила на попечении папы римского, который решил выдать ее замуж за овдовевшего в 1467 году Ивана Третьего, рассчитывая таким образом укрепить на русских землях католичество. Сразу скажем, что ему это не удалось – вскоре после замужества Зоя, приняв православие, стала Софьей.
Российский царь, в свою очередь, желал использовать этот брак для укрепления международного авторитета страны. Неслучайно сразу после свадьбы в Архангельском соборе Кремля появилось изображение византийского императора Михаила III, родоначальника династии Палеолог, с которой породнились московские правители. Так утверждалась преемственность Москвы Византийской империи, тем более что новая жена также «подарила» Москве герб своей династии – того самого двуглавого орла. Он достался столице как часть ее приданого – наряду с богатой библиотекой, ставшей основой легендарной библиотеки Ивана Грозного, которую по сей день ищут энтузиасты.
Вторая супруга Ивана Грозного оказалась женщиной не только с хорошей родословной, но и с незаурядным умом. По материалам историков, вероятно, именно она подала Ивану III идею объединения земель под единым центром. Княгиня видела в Руси невиданную мощь, верила в ее великую цель. По гипотезе историков, именно ей принадлежит знаменитая фраза «Москва – Третий Рим».
Она также сумела привлечь в Москву иностранных врачей, ювелиров, оружейников и особенно архитекторов. Прибывшие зодчие Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Алевиз Фрязин и другие возвели в Кремле Грановитую палату, Успенский и Благовещенский соборы на Соборной площади Кремля, завершили строительство Архангельского собора.
Она же сумела внушить супругу необходимость возвышения царя в глазах народа. Муж много слышал от жены о придворном обиходе византийских самодержцев и постепенно завел новые обычаи. Как писал российский историк В.О. Ключевский, Иван Васильевич «стал держать себя величаво», перед послами титуловался «царем», в знак особенной милости повелел целовать царскую руку. Чуть позже появятся придворные чины – постельничий, ясельничий, конюший, а государь станет жаловать в бояре за заслуги.
Трудно сказать, была ли эта женщина счастлива в России. Прожив здесь 30 с лишним лет, родив мужу 12 детей, Софья Палеолог, по мнению того же Ключевского, так и не смогла до конца понять чужую для нее страну, ее традиции и законы. Однако этот брак по расчету стал, пожалуй, одним из самых значимых союзов за всю историю царской России.
Скончалась Софья 7 августа 1503 года в Москве, захоронена в Вознесенском девичьем монастыре Московского Кремля.
2. Утешения Матроны
Для людей верующих имя Матроны Московской – одно из самых почитаемых. Неслучайно к ее мощам, находящимся в Покровском женском монастыре, и сегодня без конца идут люди в надежде на чудо и утешение.
Родилась Матрона в 1885 году в селе Себино Тульской губернии, в бедной крестьянской семье, где уже было трое детей. Родилась она абсолютно слепой, родители хотели отдать ее в приют, но пожалели. Девочка быстро начала говорить и все чаще удивлять взрослых своей прозорливостью. То она предсказала смерть деревенского священника, то пожар, который вскоре случился, то болезнь в семье соседей... Узнав о необычной малышке, в Себино потянулись люди с просьбами, чтобы блаженная помолилась за них. Так ребенок, который грозил стать «лишним ртом» и обузой семье, стал ее кормить.
В 14 лет Матрона поехала в паломничество, побывала в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевой лавре и в Кронштадте, где, по преданию, слепую девушку подозвал к себе сам Иоанн Кронштадтский, назвав своей «сменой».
В 17 лет у Матроны отнялись ноги, с тех пор она принимала людей сидя. И тогда впервые стала говорить о грядущих страшных днях: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Тогда никто не принимал ее слова за близкое пророчество, но сегодня многие верят, что она действительно предсказала революцию 1917 года.
Кстати, оба ее брата, вступившие в партию большевиков, не захотели терпеть рядом с собой блаженную сестрицу. В 1925 году Матрона была вынуждена перебраться в Москву, где и прожила до конца своих дней. Скиталась по подвалам, сараям, по квартирам, где нельзя было долго задерживаться, чтобы не подставить хозяев.
Жизнь Матроны в Москве пришлась на самое страшное время: конец Гражданской войны, нищета, голод, страшные годы «большого террора», потом Великая Отечественная… Огромное море человеческого горя. И люди тянулись за утешением к святой Матронушке, передавая друг другу легенды, что после ее молитв возвращались с фронта те, кого считали без вести пропавшими.
Один из мифов гласит, что осенью 1941 года к блаженной Матроне тайно приезжал сам «отец народов» – Иосиф Сталин. Якобы блаженная предсказала ему победу русского народа в войне и сказала, что он один из всего правительства не уедет из Москвы. В 2008 году в петербургском храме даже появилась икона «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», что вызвало протест части прихожан.
Тогда насельник Сретенского монастыря в Москве иеромонах Иов (Гумеров) так комментировал этот скандал: «В 1997 году священноначалие поручило мне подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая 1952 года. Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред. Так размываются границы добра и зла».
1 мая 1998 года по благословению Патриарха Алексия II останки старицы были перенесены с Даниловского кладбища в Покровский женский монастырь на Таганской улице, где находятся и сегодня. Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых московских святых в 1999 году, а пятью годами позднее состоялась ее общецерковная канонизация.
3. «Банная королева»
Сегодня женщи-ну-предпринима-теля нельзя назвать уникальным явлением, а вот в дореволюционной России это было большой редкостью. Тем интереснее судьба Веры Фирсановой, хозяйки знаменитых Сандуновских бань.
Вера родилась в 1862 году в семье купца Ивана Фирсанова. После смерти отца 20-летняя девушка возглавила семейное дело, в которое входили и дровяные склады, и строительный бизнес (она, кстати, руководила строительством Петровского пассажа, который и сегодня украшает столицу), и Сандуновские бани.
Эти бани получили название по фамилии их первого владельца – знаменитого московского актера-комика Силы Сандунова. Но именно Вера Фирсанова превратила их в московскую легенду. Новое здание бань возводили в течение двух лет по проекту архитектора Бориса Фрейденберга, открылись они в мае 1896 года.
Сандуновский комплекс включал восемь строений (девятое – гараж для автомобилей клиентов – появилось лишь в 1910 году). Один корпус был жилым: на верхних этажах размещались дорогие квартиры, а нижние были отданы под роскошные магазины. Остальные семь зданий относились к хозяйству бань. В одном корпусе помещались недорогие мужские и женские бани (по 6 копеек), в другом – дорогие «нумерные», где каждый из 24 «нумеров» представлял собой отдельный трехкомнатный блок с собственной парной, ванной и душем. Цена за них доходила до 5 рублей.
В 1893 году на деньги и по ходатайству Фирсановой рядом с ее имением был открыт полустанок Николаевской железной дороги, который и по сей день называется платформа Фирсановская. Она также много и щедро занималась благотворительностью, однако от «революционного возмездия» ее это не спасло. После революции Фирсанову выселили из собственного дома на 1-й Мещанской и отвели ей одну комнатку в коммуналке, в доме на Арбате, недавно целиком ей принадлежавшем.
Там она прожила долгие 10 лет, но когда в 1928 году «товарищи» описали предметы первой необходимости, все-таки решила покинуть Россию. С помощью Федора Шаляпина получила место гримерши в одном из столичных театров и по поддельным документам с труппой тайно выехала в Париж. Там в 1934 году бывшая крупнейшая московская домовладелица, бывшая хозяйка Сандуновских бань и Петровского пассажа, одна из первых российских женщин-предпринимательниц и нашла свой последний приют.
4. «Амур» Веры Мухиной
В 2010 году в Москве торжественно открыли музей Веры Мухиной, расположившийся в постаменте ее самой известной работы – статуи «Рабочий и колхозница». Этот памятник стал символом страны Советов, хотя у самой Веры отношения с советской властью складывались не так просто. Точнее, своего мужа, врача Алексея Замкова, она любила куда больше, чем эту самую власть.
Обвенчались они в Москве в 1918 году. Вера Игнатьевна скромно вела занятия по лепке в Кустарно-художественном техникуме, а вот ее супруг неожиданно пошел в гору. Тогда доктор Замков изобрел чудо-препарат «гравидан» – первое в мире гормональное лекарство. Оно имело успех, многие от него выздоравливали и даже будто бы молодели. Пациентами доктора стали важные персоны – В.М. Молотов, М.И. Калинин, М. Горький. По слухам, именно муж Веры Мухиной стал прототипом булгаковского профессора Преображенского из «Собачьего сердца».
Новый статус мужа позволил малоизвестному тогда скульптору Мухиной участвовать в конкурсе на памятник для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. По замыслу автора проекта Бориса Иофана, 35-метровый павильон должны были увенчать «юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство».
Мухина легко выиграла конкурс. В Париже «Рабочего и колхозницу» ждал восторженный прием, о чем много написано. В Москве статую в 1939 году водрузили у входа на ВДНХ. За нее Мухиной вручили первую из пяти ее Сталинских премий.
Но она не радовалась… В 1938 году институт мужа закрыли, запасы «гравидана» уничтожили. Придя домой с очередной проработки, доктор слег с инфарктом. Мухина долго лечила его, забросив свою работу, хотя заказов хватало... Рассказывают, что ей тогда передавали настоятельную просьбу – изваять бюст «самого». Она ответила: «Пусть товарищ Сталин приезжает ко мне в мастерскую. Нужны сеансы с натуры». Больше просьб не было. А проекты Мухиной, как по команде, были заморожены.
Во время войны муж умер от второго инфаркта, и в жизни Мухиной осталась только работа. В послевоенные годы она сделала немало – портреты генералов и простых солдат, памятники П.И. Чайковскому у консерватории и Горькому у Белорусского вокзала...
Умерла она от стенокардии, проведя последние месяцы жизни в Кремлевской больнице. Врачи категорически запретили ей работать, но втайне от них она сделала свой последний шедевр – маленького стеклянного летящего Амура.
5. Поймавшая «Синюю птицу»
Немного найдется в истории нашей страны женщин, про которых говорят «первая в мире». Наталия Ильинична Сац – именно из таких: основатель первого в мире детского театра, основатель первого в мире детского музыкального театра, первая в мире женщина, ставшая оперным режиссером.
Музыка и театр были в ее жизни с рождения. Отец – композитор Художественного театра, автор музыки к постановке «Синяя птица», которая много лет спустя стала символом созданного ей театра. Это здание причудливой архитектурной формы на проспекте Вернадского с синей птицей на фронтоне хорошо знакомо москвичам.
С 15 лет она работала без скидок на возраст, в революционной Москве Наталия стала главной по культуре для детей – организовывала концерты, спектакли, а в 1918 году создала свой Детский театр Моссовета. С 1920 года до ареста в 1937 году она была директором и художественным руководителем Московского театра для детей (сегодня – Российский академический молодежный театр).
Осенью 1937 года Наталия Сац была арестована как «член семьи изменника Родины», а ее муж, Израиль Вейцер, народный комиссар внутренней торговли СССР, был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Сац провела пять лет в лагерях, потом была вынуждена уехать в Алма-Ату. В Москву вернулась лишь в 1958 году, а спустя шесть лет организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр, который сегодня так знаменит в Москве.
При этом Сац была очень красивой, она родила и вырастила троих детей (всех от разных мужей), а еще одного потеряла на пути в лагеря. Отец нерожденного ребенка был расстрелян... Прожила до 90 лет, написала несколько книг и, как вспоминали близкие, часто повторяла слова французской песенки «Ищите розу»: «Всегда и везде ищите розу. На мостовой, в темнице, в самые тяжелые минуты думайте о розе, ищите розу. И если вы даже не найдете розу, какое счастье, что вы ее искали! Ищите розу всегда, везде, во все дни жизни!»