Реновацию надо начинать сразу во всех районах
Одна из главных новостей минувшей недели – мэр города пересмотрел критерии голосования по программе реновации. Голоса молчунов отныне будут распределяться пропорционально голосам жителей, проголосовавших «за» или «против» переселения. Что, конечно, справедливее, чем приписывать их все «за» реновацию, как было раньше. О других подробностях программы реновации Сергей Собянин рассказал в интервью ТАСС.
О сроках строительства
Программа большая, потребуется минимум 15 лет на ее реализацию. Если начать строить сначала в одних районах, потом в других, понадобится не 15 лет, а все 40. И люди попросту не доживут до того светлого времени, когда дойдет их очередь на переезд. Поэтому двигаться надо параллельно, начиная работу сразу во всех районах.
Чтобы с нуля спроектировать и построить дом, требуется два-три года.
Если использовать заделы, которые есть в городе с начинающимся строительством, где уже выделены площадки и подведены коммуникации, потребуется год-полтора.
О сопротивлении части горожан
У нас сопротивление встречают все программы властей – и в здравоохранении, и в образовании. Жилищная сфера не является исключением. Во-первых, все крупные проекты задевают интересы огромного количества людей. Во-вторых, москвичи – народ активный и политизированный, в столице находится огромное количество СМИ и ядро интернет-активистов. Тут ничего не может произойти без активного бурного обсуждения. Нормальная московская традиция!
Но нужно разделять три составляющие проблемы реновации. Первый блок – дома, которые попадают под снос. Это касается конкретных жителей и условий их переселения. Второй блок вопросов затрагивает жителей, живущих рядом с кварталами реновации. И третий круг вопросов, охватывающий всех москвичей, это вопросы бюджета, источников финансирования, транспорта, плотности застройки. Все это требует обсуждения и разъяснения.
О реновации инфраструктуры
Все необходимые работы, связанные с реконструкцией транспортной и инженерной сети, объектов образования и здравоохранения, будут в программе учтены.
Иначе не создать нормальную комплексную застройку. Мы это делаем не ради решения какой-то сиюминутной проблемы, а чтобы не порождать новых проблем.
В большинстве домов первые этажи будут такой планировки, чтобы там можно было развернуть торговлю и сферу услуг. Мы по-другому смотрим на развитие промышленных территорий вокруг районов при реновации, имея в виду, что будем активно подвигать их к созданию новых рабочих мест. Наша задача – чтобы это были не спальные районы, а комплексные территории, комфортные и для жизни, и для работы.
О плотности застройки
Плотность застройки не должна быть выше 25 тыс. кв. метров на гектар. Сейчас она варьируется от 9 до 35 тыс. метров. По итогам программы плотность застройки по Москве будет выравниваться. Дома планируются разноуровневые – в основном от 6 до 14 этажей. Высотные доминанты тоже будут, но застройка не станет сверхплотной, иначе не создать комфортную среду. Надо учитывать, что одна часть жилья пойдет на переселение, а вторая на продажу, чтобы компенсировать бюджету хотя бы часть затрат. И для этого тоже надо создавать качественную среду и комфортное пространство, иначе продать такие квартиры не получится – ведь рынок конкурентный.
Об окупаемости программы
Мы пытаемся сбалансировать программу так, чтобы за весь период программы расходы на жилищное строительство примерно совпали с доходами. Остальное – это городской бюджет. Жители платят налоги, чтобы мы развивали инженерную и социальную инфраструктуру.
Большая часть программы должна окупиться за счет продаж. В ближайшие годы мы предполагаем выделить из городского бюджета 300 млрд руб. для запуска программы реновации, чтобы создать оборотный фонд, ведь в течение нескольких лет мы будем только строить и лишь потом продавать часть жилья.
Чтобы запустить программу, нам нужен трехлетний период. В это время мы будем финансировать ее из городского бюджета, а если необходимо, то и за счет кредитных средств. Но надо иметь в виду, что за последние годы мы практически полностью избавились от долговой нагрузки, хотя в 2010 году долг был около 300 млрд рублей. Сейчас он чисто символический. Поэтому мы вполне можем занимать на рынке, чтобы ускорить реализацию этой программы. Но пока такой необходимости нет.
Об общежитиях
Общежития, которые подпадают под реновацию, по сути, не общежития, а дома, где люди живут по договорам социального найма. Эти дома можно включать в программу, даже если они в список для голосования не вошли. Жильцы могут провести собрания, и если две трети выскажутся «за», обратиться с просьбой о включении в программу. То же касается и домов коридорного типа, другими словами, коммуналок.
О возможности выхода из программы на любом этапе
Принципиальная позиция и городского закона, и проекта федерального: вход в программу гораздо сложнее, чем выход из нее. Если для вхождения необходимо набрать две трети голосов, причем только в тот период, когда эта программа формируется, то выйти из нее можно решением большинства собственников или нанимателей в любой период. Передумали жители, увидели, что город делает что-то не то, строит не так – есть механизм, чтобы развернуть все обратно. Это одна из главных гарантий.
Когда нам задают вопрос, мол, мы теперь обречены, проголосовав неизвестно за что, мы отвечаем: если передумаете, увидите, что вас это не устраивает, сможете выйти. Это очень важный механизм, который почему-то тонет в обсуждении, хотя, на мой взгляд, это принципиальное положение. Люди должны оставаться хозяевами своей судьбы.
Права собственников или нанимателей важнее, чем разного рода издержки. Но я не думаю, что это станет массовым явлением. Скорее, это будет исключение, однако люди должны иметь возможность принять любое решение на любом этапе.
О Фонде содействия реновации
С учетом того количества населения, которое проживает в Москве, объем жилищного строительства у нас очень маленький. Он самый маленький в стране – в год мы строим 0,25 кв. метра на человека при нормативах Минстроя в один квадратный метр. В абсолютных цифрах это около 3 млн кв. метров. Поэтому жилье такое дорогое, поэтому москвичи ютятся в маленьких квартирках, поэтому обеспеченность жильем москвичей самая низкая в мире среди мегаполисов. Если будем выводить на рынок дополнительные квадратные метры, мне кажется, ничего плохого не случится. Это благо для москвичей и для экономики.
Для этого мы и создаем фонд, наделяем его серьезными ресурсами, чтобы таких падений не было, чтобы он мог спокойно работать и частично зарабатывал на продаже жилья, возвращая все заработанное снова в программу. Тогда фонд как самоокупаемая структура сможет вести строительство независимо от того, есть в бюджете деньги или нет.
Предыдущая программа была проблемной из-за того, что значительная часть кварталов под реконструкцию была отдана частным инвесторам на откуп. Когда рынок был высокий, они активно работали. Когда рынок падал, они убегали из этих районов. А сложные кварталы они полностью бросили, их пришлось достраивать за счет города.
Чтобы такого не было, город сам должен заниматься этой программой, в отдельных случаях продавая инвесторам чистые площадки без обязательств перед гражданами. Тогда эта программа будет работать стабильно. Хочу еще раз подчеркнуть: программу сноса пятиэтажек придется реализовывать независимо от того, будет она принята или нет. Вопрос лишь в том, будем мы делать это спокойно и в плановом порядке или придется реализовывать ее, когда жилой фонд превратится в аварийный, тогда мы будем обязаны это делать, но в другом режиме и в других условиях.
О ценах на жилье
Как минимум цены не будут расти. Это уже хорошо. Как максимум – возможно некоторое снижение. Не радикальное, но, скорее всего, оно будет.
О квартплате в новых домах
Квартплата может вырасти, если увеличится количество квадратных метров. С другой стороны, она может уменьшиться, поскольку в большинстве сегодняшних пятиэтажек нет нормальных приборов учета, поквартирного учета потребления воды и тепла. В новых домах это будет, там другая энергоэффективность. Поэтому, скорее всего, на круг никакого увеличения квартирной платы не произойдет.
О том, кто будет строить
Иностранных строителей мы звать не собираемся, в этом нет никакого смысла. В Москве и Подмосковье в год вводится порядка 20 млн кв. метров недвижимости. На пике программы реновации будет строиться около 3 млн в год. Такие объемы абсолютно по плечу тем мощностям, которые у нас есть. Другой вопрос, что мы в городе запретили строить панельное жилье старых серий. И для этой программы будут использоваться либо монолитные дома, либо панели последних современных конструкций, трехслойные, энергоэффективные. Дома будут с хорошим дизайном, с лифтами и приспособленные для маломобильных граждан.
Частные застройщики так и будут строить свои 3 млн метров, а мы – свои 3. Вводиться будет 6 млн в год. Нормальный баланс. Ничего страшного нет, что мы в течение нескольких лет сравняемся по объему строительства с частным бизнесом. Наши 3 млн монополистом нас не сделают. (Продолжение темы см.
на стр. 3.)
СЕРГЕЙ СОБЯНИН ОТКРЫЛ АМИНЬЕВСКОЕ ШОССЕ
Вчера, 5 июня, мэр Москвы Сергей Собянин открыл после реконструкции Аминьевское шоссе. Пропускная способность магистрали увеличилась на треть. «Закончилась одна из самых крупных дорожных строек Москвы – реконструкция Аминьевского шоссе. Две эстакады, два тоннеля, два моста через реку Сетунь – всего восемь километров новых дорог. Аминьевское шоссе одновременно является частью и Северо-западной хорды, и Южной рокады, которая тянется от Рублевского шоссе до Каширки и дальше до Люблинской улицы», – сообщил Сергей Собянин, открывая движение по новой дороге. «В результате реконструкции улучшится движение в двух прилегающих районах, станут удобнее подъезды к двум действующим станциям метро и четырем строящимся», – подчеркнул градоначальник. После реконструкции Аминьевское шоссе стало современной трассой с двумя – пятью полосами движения в каждую сторону.