«Умные города» завоевывают новую Москву
За пятилетие с момента появления новой Москвы количество ее жителей увеличилось на 100 тыс. человек. Построено более 10 млн кв. метров недвижимости, 47 социальных объектов, четыре автомобильные дороги, две станции метро, пять крупных парков. Многие девелоперы начали активно создавать объекты для труда и даже думают о строительстве заводов. Об этом обозревателю «Московской перспективы» рассказал руководитель департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин.
Владимир Федорович, когда был объявлен международный конкурс на лучший проект развития новой Москвы и мы знакомились с удивительными для того времени проектами, все говорили о главной цели – создать город будущего, в котором будет одинаково комфортно жить, работать и отдыхать. Прошло пять лет. Что получилось на практике?
– Действительно, пять лет назад власти столицы поставили перед архитекторами и градостроителями амбициозную цель – создать комфортную среду для жизни людей с комплексным развитием территории. Подразумевалось строительство множества социальных объектов, современных траспортных магистралей, мест приложения труда, общественных пространств
Скажу откровенно, тогда казалось, что это дело очень далекого будущего. И вот сегодня многое достигнуто, хотя прошло всего-то пять лет. Для проектов такого уровня это совсем небольшой срок. Например, «Большой Париж» пять лет только проектировали, а реальные очертания «Большой Москвы» вместе с присоединенной территорией, которая сама по себе в два с половиной раза больше «старой», мы видим уже сегодня.
В свое время мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, говоря о проектах планировок, отметил: «Разделите территорию на 85 участков площадью 1,5–2 тыс. га и по каждому подробно разработайте размещение дорог, инженерных коммуникаций и головных объектов, чтобы потом не было проблем с увязкой отдельных проектов планировок между собой». Благодаря такому подходу у нас, по сути, больше половины проектов территорий уже проработаны, все они прошли публичные слушания, по итогам которых приняты основные градостроительные документы.
Разработать главные градостроительные документы удалось достаточно быстро?
– На самом деле было очень сложно принять за такой короткий срок три основных документа территориального планирования – территориальные схемы, Генеральный план и Правила землепользования и застройки. Например, в Шанхае, Сингапуре и Гонконге, где мы побывали, коллеги рассказывали, что принятие Генплана длилось у них от 8 до 10 лет. При этом нам удалось не отойти от главного принципа застройки – создания комфорта для жизни человека. И это не банальная фраза.
Условия для создания комфортной и доступной городской среды в новой Москве есть. Здесь и особенность архитектурного облика – большие просторы, много лесов, 76 тыс. га природных территорий. Именно эти факторы влияют на планировку районов. Немаловажно, что при этом плотность населения небольшая – на площади чуть меньше 150 тыс. га постоянно проживают 320 тыс. жителей. Кроме того, более 40 тыс. га незастроенных пространств, два международных аэропорта. При этом мы старались не отойти от принципа моногородов, где каждый человек может за 30 минут добраться до центра Москвы на автомобиле или общественном транспорте, за 15 минут пешком дойти от своего дома до основных объектов инфраструктуры, а расстояние до работы преодолевать за 10 минут независимо от городского трафика.
Каковы же итоги пятилетия в цифрах?
– Начнем с того, что постоянно проживающих в новой Москве за эти годы стало на 100 тыс. человек больше. И это результат активного строительства, развития социальной инфраструктуры. За пять лет построили 8 млн кв. метров жилья и 2,8 млн. кв. метров нежилой недвижимости, 47 социальных объектов, четыре автомобильные дороги, две станции метро, а также пять крупных парков. По нашей оценке, к 2035 году мы вполне можем достичь 1 млн рабочих мест и 1,5 млн жителей новой Москвы.
Сколько средств уже вложено в развитие территории и сколько еще предстоит?
– Город вложил только 150 млрд рублей, остальное – средства инвесторов: их в четыре раза больше, чем городских. Это очень важный фактор. Значит, новая Москва по-прежнему привлекательна для частного бизнеса.
Инвестиции в новую Москву к 2035 году составят 7,5 трлн рублей, из них примерно 1 трлн рублей выделит город и госкорпорации – Росавтодор, МОЭСК и другие, а остальные деньги в развитие внесут инвесторы. То есть к 2035 году инвесторы вложат уже в шесть раз больше, чем бюджет.
В начале нового строительства большая проблема заключалась в нехватке не только магистральных дорог, но и поперечных связок между ними. Как решается этот вопрос, как строится в целом транспортный каркас?
– По плану развития улично-дорожной сети новой Москвы уже построили 26,79 км автомобильных дорог. Кроме того, в процессе строительства находится порядка 62 км, проектируется 108,4 км, а до 2020 года планируется построить еще 130 км дорог. А основная магистраль – Калужское шоссе – реконструируется: расширяется проезжая часть, строятся транспортные развязки, пешеходные переходы.
Всего Генплан предусматривает до 2035 года ввести в эксплуатацию 29 станций метро, 65 км линий метрополитена, построить почти 1,2 тыс. км дорог. При этом большая часть улично-дорожной сети будет обеспечена велосипедными маршрутами и пешеходными прогулочными зонами, выполненными по мировым стандартам. Планируемый объем инвестиций в транспортную инфраструктуру составляет порядка 600 млрд рублей.
Что касается метро, отмечу, что на участке Сокольнической линии от «Саларьево» до «Столбово» до 2019 года появятся пять станций. Две из них уже введены, а через два года введут еще три. Мы также прорабатываем с департаментом транспорта продление ветки до Внуково, хотя окончательное решение еще не принято, и рассматриваем возможность продления линии метро до Троицка.
Разрабатывается строительство 24 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), откуда можно будет, не выходя на улицу, перейти, к примеру, с трамвая на метро. В частности, построим два ТПУ в административно-деловом центре в Коммунарке. Причем один из них – «Столбово» – по площади будет сопоставим с ТПУ «Саларьево» и займет около 292 тыс. кв. метров, а второй ТПУ – «Сосенки» – будет значительно больше – до 400 тыс. кв. метров.
Вы назвали ориентировочное количество рабочих мест в перспективе – 1 миллион. А сколько жителей работает на присоединенной территории?
– За пять лет с момента присоединения к Москве у нас было образовано 100 тыс. новых рабочих мест. Сегодня только 37% жителей выезжают в другие округа на работу, а большинство трудятся рядом с домом. Когда мы планировали занятость, ориентировались на 60%, так что результат уже превысил намечаемые планы.
Новые рабочие места дают и дополнительные налоги в бюджет города. В настоящее время налоговые поступления из ТиНАО составляют 30 млрд рублей ежегодно. К 2035 году эта цифра возрастет в 10 раз – до 300 млрд рублей в год в действующих ценах, а с учетом инфляции цифра будет еще выше.
Как вы добиваетесь сбалансированности рабочих мест в разных сферах, чтобы люди могли найти подходящую работу рядом с домом?
– Мы проанализировали структуру занятости и выяснили, что большая часть рабочих мест сегодня в торговле – порядка 40 с небольшим процентов. Понятно, что процент должен постепенно снижаться в общем соотношении мест приложения труда. Мы постоянно мониторим опыт других городов, чтобы выходить на сбалансированное соотношение мест приложения труда. Наибольшее их количество будет создано в сфере логистики, транспорта и связи (порядка 155 тыс.), в управленческой деятельности и финансовой сфере (85 тыс.), в энергетике (33 тыс.) и сельском хозяйстве (5 тыс.).
Чтобы мотивировать инвесторов создавать новые рабочие места, мы в ПЗЗ предусмотрели больше объектов нежилого назначения, чем жилья. Образовали совместно с инвесторами рабочую группу и регулярно обсуждаем создание тех или иных объектов. При этом многие девелоперы, которые раньше занимались только жильем, теперь гораздо активнее создают объекты для труда. Некоторые из них думают уже о строительстве заводов, других предприятий, чтобы открывать рабочие места в непосредственной близости от своих жилых комплексов с учетом того, что населяют их люди самых разных профессий и предпочтений.
Ранее вы говорили о консультациях с крупными иностранными компаниями – о чем удалось договориться?
– Как известно, сегодня не совсем благоприятная ситуация для иностранных вложений. Тем не менее у нас есть три крупных инвестора, один из них продолжает реализовывать проект Comcity. Французская компания вдоль Калужского шоссе планирует строить крупный комплекс площадью 440 тыс. кв. метров. Еще с одной фирмой по-прежнему прорабатываем вопрос строительства объекта бизнес-класса на территории Киевского поселения.
Переговоры с французской компанией Engie по созданию систем «умных городов» на территории админи-стративно-делового центра в Коммунарке и в Троицке уже близки к завершению. Напомню, что система «умный город» предполагает создание замкнутого цикла управления городскими территориями – от уборки мусора, работы транспорта до эффективного использования ресурсов города, находящихся в его распоряжении.
Возможно, через какое-то время всю присоединенную территорию будут называть уже не новой, а «умной»?
– Надеемся, так и будет. Когда новая Москва по своей сути перестанет быть новой, надеемся, что при этом она станет «умной». Хотя прежнее название «новая Москва», возможно, для адресного удобства может остаться. Само время определит, как долго оно сохранится. Пока название никого не раздражает, всем понятно, где территория находится.