Квартиры уходят со скидкой
![Квартиры уходят со скидкой](/upload/iblock/14c/14c42fa68e8c34498498f6f14d2c054c.jpg)
Рынок недвижимости столицы переживает непривычные времена. Объем предложения растет при совершенно очевидном отставании спроса. Есть опасность, что летний сезон станет курортным для всех, кто занимается продажами. Отсюда широкий ассортимент скидок и бонусов.
Риелторы дают разные оценки того, насколько объемы предложения текущего года выше предыдущего. Некоторые считают, что разница составляет 12–15%. Так, по подсчетам компании Est-a-Tet, на первичном рынке Москвы сегодня представлено около 3,2 млн кв. метров жилья, что на 24,8% больше, чем в аналогичный период 2016 года, и на 61,8% больше показателя 2015-го. Оценки компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» еще более радикальные: по итогам мая первичный рынок Москвы в старых границах показал рекорд – объем предложения по сравнению с маем 2016 года вырос на 50%, или на 1 млн кв. метров.
Однако с тем, что рынок новостроек затоварен, риелторы не согласны. В компании «БЕСТ-Новострой» говорят о стабильности спроса и объясняют это целым рядом причин: небывало доступными ценами, лояльными условиями приобретения (включая беспроцентные рассрочки от застройщиков) и выгодными предложениями по ипотеке. В некоторых проектах ставки начинаются от 6,99%.
В чем риелторы единодушны, так это в том, что никогда еще рынок не демонстрировал такого широкого и многообразного предложения и по качеству, и по районам, и по категориям. В агентствах отмечают, что, может быть, впервые за долгую историю Москва успешно конкурирует за покупателя с Подмосковьем. В компании «Колди» отмечают еще одну тенденцию, которая свидетельствует о том, что столичный рынок уверенно превращается из рынка продавца в рынок покупателя. Еще совсем недавно в Москве в определенном районе было представлено два-три проекта, поэтому клиенту приходилось идти на все условия застройщика, чтобы приобрести жилье именно в этом месте, а сегодня разнообразие проектов в определенных локациях заставляет продавцов бороться за покупателя. В результате растет активная конкуренция среди застройщиков при росте требований покупателя к недвижимости. И она приводит к тому, что даже при установившейся минимальной марже застройщики вынуждены предлагать покупателям существенные скидки и бонусы на покупку жилья. Сегодня скидки существуют как централизованные, то есть предлагаемые всем покупателям без исключения, так и устанавливаемые в индивидуальном порядке. Практика скидок существовала и раньше, особенно в летний период, когда традиционно снижалась покупательская активность. Сейчас такая практика носит устойчивый внесезонный характер. Огромные объемы квадратных метров требуют реализации.
В целом по рынку новостроек Москвы размер скидок достигает 10%, сообщила Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой». И делает оговорку: существенный размер скидки не всегда говорит о неуспешности проекта или о качестве участвующих в акции квартирах. Иногда это касается последних квартир в проекте, и застройщик хочет поскорее завершить продажи. Нередко существенные скидки встречаются в проектах, где еще на старте продаж застройщик неверно выстроил политику ценообразования и вывел на рынок квартиры по завышенным ценам. В компании «Колди» дают примерно аналогичные оценки: централизованно все застройщики варьируют скидками в интервале от 5 до 15%. Это нормально, когда есть люфт для привлечения клиентов, по мнению Ирины Деревенских, директора по маркетингу и рекламе компании. Хотя зачастую скидки не относятся ко всему объему предложения, а делаются выборочно на пул лотов, например, слишком дорогих или неликвидных. Скидки могут предлагаться «на всё» в случае, например, невыполнения застройщиком плана по поступлениям и необходимости оперативного пополнения оборотных средств.
Владимир Богданюк, руководитель департамента проектов Est-a-Tet, сообщил, что кроме скидок на жилье при приобретении квартиры предлагают дополнительные скидки (до 20%) на машино-места внутри комплексов, а также на кладовые помещения – в пределах 10%. При единовременной покупке двух- и трехкомнатных квартир могут скинуть стоимость покупки на 13–15%. Обычно такие акции действуют на ограниченный набор квартир при условии 100%-ной оплаты или одобренной ипотеки. В нескольких проектах при покупке квартиры в определенных корпусах можно получить кухню или услуги по ремонту в подарок, подобрать цвет напольных покрытий, межкомнатные двери, выбрать цветовые решения для стен. Также сейчас актуально проводить конкурсы и лотереи для клиентов – в качестве призов выдаются подарочные сертификаты или ценные призы.
По мнению генерального директора компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Натальи Шаталиной, самые весомые в денежном плане подарки – отделка квартиры или машино-место с 50%-ной скидкой. Одной из проблем рынка является малый спрос на машино-места, особенно в массовом сегменте. При этом власти ужесточают требования по наличию мест в паркинге, но спрос на них гораздо меньше, чем на квартиры. Поэтому реализовать заложенный в проекте объем машино-мест очень сложно, часто бывает, что все квартиры уже распроданы, а парковочные места – еще нет. Поэтому некоторые застройщики проводят такие акции, как «Купи квартиру – получи машино-место в подарок».
Индивидуальный торг, по оценкам компании «МИЭЛЬ-Недвижимость», наиболее всего распространен в элитном сегменте. Например, для покупателей многокомнатных квартир могут сделать более существенную скидку. А в проектах, которые плохо распродаются, при предметном интересе к конкретной квартире могут предоставить скидку вплоть до 20–30%.
Факт торга в процентном соотношении в элитном сегменте гораздо выше, чем в массовом. Дело в том, что в массовом сегменте застройщику довольно сложно предоставлять дополнительные скидки в индивидуальном порядке, так как они и так подходят к порогу маржинальности. А вот у застройщиков элитного жилья максимальный прирост цены дает локация.
В компании «БЕСТ-Новострой» отметили, что застройщики весьма изобретательны, помимо денежных скидок они предлагают сегодня всевозможные бонусы, например, билеты на футбол. Такая акция действует в ЖК «Лайм», где покупатели, забронировавшие и купившие квартиру в период с 29 мая по 27 июня, получили билеты на матчи Кубка конфедераций. Причем на каждую из купленных квартир предполагалось два билета.
Интересная акция действует в июне в микрорайоне «Домашний», где покупатели, выбравшие квартиру в период с 30 мая по 30 июня, будут участвовать в розыгрыше призов, в качестве которых станут сертификаты на покупки в спортивном магазине.
По словам Ирины Деревенских, никто не отменял и «показательные» сделки, когда квартиры продаются известным людям: за возможность упомянуть в прессе в отношении проекта имя селебрити застройщик идет обычно на максимально лояльные условия по сделке. И это можно считать своего рода взаимовыгодным бартером.