От Подбельского до Рокоссовского - Московская перспектива
От Подбельского до Рокоссовского

От Подбельского до Рокоссовского

От Подбельского до Рокоссовского
От Подбельского  до Рокоссовского
Одна из станций московского метро поменяет название

Станция Московского метрополитена «Улица Подбельского» будет переименована в «Бульвар Рокоссовского». Об этом объявила на минувшей неделе Межведомственная комиссия по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов Москвы. Решение назревало давно, ведь на карте города уже давно нет улицы Подбельского, она стала Ивантеевской еще в 1994 году. Помимо этого еще некоторые названия станций метро тоже утратили привязку к наземным объектам или находятся в зоне активных общественных дискуссий.

На северо-востоке Москвы решили переименовать улицу, названную когда-то в честь первого наркома почт и телеграфов РСФСР Вадима Подбельского. Улица стала Ивантеевской, а вот станция метро сохранила свое название, данное ей при открытии четырьмя годами ранее. Получился курьез: в течение 20 лет подземная станция носит имя несуществующей на карте улицы. Теперь станция метро получит название по расположенному поблизости бульвару Рокоссовского, созданному еще в 1969 году. Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский – один из самых выдающихся полководцев Великой Отечественной войны, участник битвы за Москву. Подобное решение членов Межведомственной комиссии вряд ли вызовет какие-то возражения и споры.
Между тем есть еще несколько станций метро, чьи названия уже не соответствуют близлежащим наземным объектам. Например, станция «Библиотека имени Ленина» находится рядом с Российской государственной библиотекой, а возле станции «Аэропорт» теперь нет никакого летного поля. Но эти названия возникли еще в 30-е годы и сегодня могут рассматриваться как исторические. В конце концов, пассажиров станции «Кузнецкий Мост» не очень беспокоит отсутствие в этой местности (с начала ХIХ века) моста через реку Неглинку.
Топонимические дискуссии подчас приобретают политизированные формы. Ряд общественных организаций давно добивается переименования станции «Войковская», например, в «Петербургскую», «Северо-Западную» или «Авиационную». Их основной аргумент: большевик Петр Войков принимал участие в подготовке убийства семьи Николая II, следовательно, является преступником, поэтому прославлять его аморально. Сложность, однако, в том, что станция при открытии (в 1964 году) получила название по району, где находились крупный чугунолитейный завод им. Войкова и несколько одноименных проездов. К тому же для многих людей старшего поколения товарищ Войков и поныне – герой революции и видный дипломатический деятель.
Не утихают споры и вокруг «Алма-Атинской». Станция проектировалась и значилась во всех планах как «Брате-
ево», однако незадолго до открытия неожиданно была переименована. Думается, никто в городе не против укрепления добрососедских связей с казахским народом и с Алма-Атой (там сейчас «в обмен» строится станция «Москва»). Но сторонники возвращения проектного названия выдвигают несколько весомых аргументов: Братеево – название исторической местности, известное с 1628 года; прилагательные от топонимов с дефисом не слишком удобны для написания и провоцируют ошибки; решение о пере-
именовании в 2011 году не получило одобрения Межведомственной комиссии, т.е. принималось с нарушением установленной процедуры. С другой стороны, невдалеке от этой станции пролегает улица Алма-Атинская. Жители района Братеево особенно огорчены тем, что их мнением о переименовании не поинтересовались. Периодически в районе проводятся сборы подписей и пикеты в поддержку «коренного» названия станции. Солидарность с жителями высказывали и крупные городские чиновники. Однако пока станция продолжает носить то название, которое, как считают некоторые братеевцы, было навязано по соображениям политической конъюнктуры. Но топонимика неотделима от истории и общественной жизни, поэтому добиться абсолютного консенсуса в этих вопросах невозможно.

Теги: #