Долгий век пятиэтажек - Московская перспектива
Долгий век пятиэтажек

Долгий век пятиэтажек

Долгий век пятиэтажек
Долгий век пятиэтажек
Бурная история московского пятиэтажного жилья заканчивается

В отличие от домов в стиле модерн и конструктивизм, грандиозных сталинских построек пятиэтажки не стали архитектурным символом столицы. Зато они во многом решили в Москве проблему жилья, незаслуженно получив при этом обидное прозвище «хрущевки». Первым таким домам исполнилось в этом году 60 лет, как и ровеснице индустриального домостроения – газете стройкомплекса столицы «Московская перспектива». Опираясь на собственный архив, мы проследили историю пятиэтажного жилого фонда города.

В июле 1955 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало индустриальному домостроению. Прошли конкурсы на лучшие типовые проекты жилых домов в два–пять этажей, обязательным условием которых было то, что однокомнатные квартиры не должны обходиться государству дороже 28 тыс. рублей (по нынешним деньгам – 1460 тыс. рублей. – «МП»).

Первой хрущевкой считается введенный в строй в 1957 году четырехэтажный дом № 16 на улице Гримау. Доработанную версию этого дома поставили на поток несколько позже, прибавив ему еще один этаж, разрешенный ГОСТом в домах без лифта.

В нашей газете от 1957 года в материале «Показательные цифры» Константин Эздрин, заведующий техническим кабинетом в 9-м квартале Новых Черемушек, рассказывал: «9-й квартал в Новых Черемушках сделали лабораторией домостроения. Но, пожалуй, в экспериментальном квартале нет ничего интереснее другого дома – № 14, – автор проекта которого товарищ Лагутенко. Вес этого дома в 4 раза меньше веса кирпичного и в 2 раза меньше веса крупнопанельного керамзитобетонного дома той же площади. Отсюда и стоимость одного квадратного метра жилой площади в доме № 14 – около 1 тыс. рублей, тогда как средняя стоимость по Главмосстрою – 1,7 тыс. рублей».

Стараясь максимально удешевить себестоимость жилья, проектировщики убрали в домах чердаки и мусоропроводы, сузили в квартирах коридоры, а то и вовсе отказались от них, организовав проход на кухню через комнату. Специалисты подсчитали, что дома без лифта – это дополнительная экономия (8%) от стоимости здания. Уменьшив высоту потолков в квартирах на 30 см, можно без всякого ущерба для жильцов сэкономить на строительных и отделочных материалах, коммуникациях, лестничных пролетах, снизив тем самым стоимость одного квадратного метра площади еще на 2,5–3%. В народе шутили, что Хрущев соединил туалет с ванной, но не успел соединить потолок с полом.

По итогам эксперимента отобрали несколько самых недорогих и удачных проектов, которые затем поставили на поток. Так, дом по адресу Гримау, 16, стал предшественником серий II-07 и 1-510, а соседний, 14-й дом, – прототипом легендарной серии К-7.
Общие характеристики заложили в СНиП (Строительные нормы и правила) 1957 года. По нормативам спальня могла быть от 6 кв. метров на одного и 8 кв. метров – на двух человек, общая комната – не меньше 14 кв. метров и зачастую была проходной. Без того крошечные санузел и ванную разрешалось делать совмещенными. Под стать им была и кухня площадью 4,8 кв. метров.

Современных москвичей подобным «комфортом» можно скорее напугать, чем удивить, но в тот период для советского человека это было сказочное воплощение мечты о собственной квартире со всеми удобствами.

Благодаря внедрению промышленных технологий дома из индустриального железобетона росли как грибы после дождя. Элементы будущих зданий в виде панелей, плит и прочих конструкций везли с завода прямо на стройплощадки. Дома собирались подобно этажерке, бригады строителей работали в три смены. Типовую панельную пятиэтажку они монтировали на подготовленный фундамент за 12 дней. Внутренняя отделка занимала еще месяц. В итоге строительство одного корпуса длилось от 45 до 50 дней.

Первыми появились на свет дома серий К-7, II-32, II-35, 1МГ-300, затем – 1-511, 1-515, 1-447, 1605-АМ/5. Срок жизни одних был рассчитан на 25 лет, других – несколько дольше, но при условии проведения в них капремонта. Однако капитально пятиэтажки, как правило, никогда не ремонтировались. По мнению заведующего кафедрой технологии строительных материалов и метрологии СПбГАСУ профессора Юрия Пухаренко, «московское пятиэтажное жилье давно морально и физически устарело. Столица правильно сделала, что решила их сносить».

И все же, несмотря на то что нынешние москвичи не любят пятиэтажки за минимализм и невзрачность, их строительство спровоцировало серьезный скачок в развитии целой индустрии. В Москве возводились заводы по массовому выпуску сборных железобетонных конструкций, были построены домостроительные комбинаты ДСК-1, 2 и 3. Панельные дома позволили обеспечить жильем сотни тысяч московских семей, расселить коммунальные квартиры и бараки.

В будущем году в столице завершается программа сноса пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. Начатая в 1999-м, она финиширует в 2018-м, а из 1722 домов осталось снести 36. «Программа выполнена на 97,3%. Благодаря реализации идеи новое жилье уже получили свыше 150 тыс. московских семей», – говорит руководитель столичного департамента строительства Андрей Бочкарёв.
Однако утвержденная городом программа реновации ветхого и пятиэтажного жилого фонда будет гораздо масштабнее.
Читатели советуют



Поднимать вопросы быта
Работники многих московских газет часто бывают на стройках нашего треста. Среди них и корреспонденты нашей газеты. Но, не в обиду будет сказано, работники газеты редко заглядывают в наши общежития. А вопросы быта должны занять в газете важное место. Приезжайте, товарищи корреспонденты, и пишите не только о том, как мы работаем, но и о том, как мы живем.
И. Филатов, бригадир монтажников
СУ-81 треста «Мосстрой № 17».