«Синергия жилых и общественных пространств людям необходима»

«Синергия жилых и общественных пространств людям необходима»

«Синергия жилых и общественных пространств людям необходима»
«Синергия жилых и общественных пространств людям необходима»
Алексей Расходчиков о выставке MIPIM и социальной экспертизе проектов реновации

На завершившейся на прошлой неделе Международной выставке недвижимости MIPIM в Каннах было представлено пять российских стендов, в то же время именно на московской экспозиции сосредоточилась основная деловая активность форума.

На стенде правительства Москвы были интересные обсуждения, панельные дискуссии с участием как российских спикеров, так и иностранных. На специальных мероприятиях и в кулуарах среди специалистов отрасли шел профессиональный разговор о перспективах градостроения и конкретных проектах, об инновациях и инвестициях и о том, в каком направлении должна развиваться городская среда. «Московская перспектива» побеседовала с представителем московской делегации, координатором проектов Московского центра урбанистики «Город» Алексеем Расходчиковым.

Архитектурный
«Оскар» в серебре
Алексей Николаевич, вы первый раз участвовали в выставке MIPIM в Каннах? Какое впечатление произвела на вас организация форума и атмосфера в целом?
– На MIPIM я побывал впервые, впечатления международная выставка произвела самые благоприятные своими масштабами, огромным количеством экспонентов и посетителей. В работе форума принимало участие большое количество различных архитектурных бюро, консалтинговых компаний и всех тех, кто занимается градостроительством, архитектурой, инвестициями.

Стенд Москвы привлек внимание публики? Много гостей его посетило?
– Москва была достойно представлена на таком же уровне, как, например, хозяйка форума – Франция. Была размещена экспозиция, объединенная логотипом «Moscow today. Мегаполис будущего – новое пространство для жизни». Интерактивная панель, где презентовались проекты с тачскрин технологией, предоставила возможность гостям предметно ознакомиться с основными векторами развития современной столицы России. Естественно, что яркий и содержательный стенд привлек большое внимание посетителей.
В этом году, как говорили те из участников, кто бывает на MIPIM постоянно, отмечался очень большой интерес к московскому стенду. В режиме нон-стоп на стенде правительства Москвы проходили деловые мероприятия. Так, в первый же день наша делегация встречалась с группой инвесторов, во второй – участвовала в работе пленарной сессии.

Какие основные темы заявила на выставке Москва?
– Одними из главных тем стали подготовка к предстоящему мундиалю, проект реконструкции стадиона «Лужники», который наряду с парком «Зарядье» был номинирован на международную архитектурную премию. Должен сказать, что впервые сразу два московских проекта оказались в шорт-листе на присуждение престижной премии – своеобразного архитектурного «Оскара». При этом в конкурсе участвовали такие признанные авторитеты архитектурного мира, как архбюро Захи Хадид и многие другие. В таком раскладе второе место, которое получил наш парк «Зарядье», – очень высокая награда, это то серебро, которое, по сути, можно приравнять к золоту.

Взять лучшее из мировой практики
Удалось ли вам лично пообщаться непосредственно со специалистами, передовыми экспертами отрасли? Что из общемировой практики, с вашей точки зрения, стоило бы почерпнуть москвичам?
– Конечно, участие в MIPIM – это в первую очередь отличная возможность наладить прямые контакты с ведущими экспертами отрасли, получить представление о последних тенденциях рынка недвижимости, продвинуть свои проекты на мировой арене. Так, в ходе обсуждения программы реновации жилого фонда в Москве была выделена тема общественных пространств, где шел достаточно открытый и интересный диалог разных участников – девелоперов, архитекторов, экспертов.

О чем конкретно шла речь?
– Например, эксперты говорили, что, заявляя верный принцип «город – для людей», на практике приходится сталкиваться с тем, что в процесс вмешивается огромное количество стейкхолдеров, отстаивающих свои интересы. Это крупные инвесторы и корпорации, девелоперы и отдельные властные структуры. И когда они все вместе начинают биться над тем, как будут происходить изменения, голос населения в этом хоре очень слабо слышен. В итоге получается не совсем то, что предполагалось. Ведь какой бы ни был гениальный проект, но если население его не воспринимает, если в нем не учтены мнения людей, то наверняка возникнут проблемы.
Мы говорим – города для людей. Но в градостроительстве чаще речь идет о планировке, архитектуре, экономике, технологиях, материалах и слишком мало о людях. Повсеместно при разработке градостроительных проектов проводятся технико-экономические обоснования, делается геоподоснова, расчет транспортных и пасажиропотоков, стоимости и сроков окупаемости проектов. Но во всех этих документах очень мало о тех людях, которые живут на этих территориях. Мы уже много лет проводим исследования в Москве совместно с Центром социологии управления ФНИСЦ РАН и видим, что во многих районах много накопившихся за десятилетия проблем. Чаще всего это шум, загазованность воздуха, большое количество машин во дворах, проблемы благоустройства. Отсутствие или дефицит целого ряда необходимых для жителей объектов: бассейнов и спортивных залов, доступных кафе и кинотеатров, медицинских учреждений и центров дополнительного образования для детей, скверов, детских и спортивных площадок, парковок и транспортных развязок. В каждом районе свой список таких проблем и запросов. Но он есть в каждом, причем довольно большой. Существуют запросы на клубы для детей, центры детского воспитания. К тому же не хватает мест, где люди могли бы просто общаться. И если уж мы все строим по-новому, можно предусмотреть и такие изменения.

То есть идти от запроса населения?
– Да. Возьмем такую актуальную для Москвы тему, как реновация. На разных уровнях проведены обсуждения проектов новых кварталов, в том числе с жителями и экспертами, даже электронный референдум на портале «Активный гражданин». Это совершенно новый подход, объективно необходимый в таких сложных проектах, как реновация. Достаточно ли этого? Наверное, нет, ведь речь идет о том, что целые районы Москвы будут снесены, на их месте построят новые. Какими они будут, кто будет в них жить – это главные вопросы программы. И для ответа на них необходима детальная социальная экспертиза проекта или, если хотите, социальная подоснова.
А главное – в Москве есть все возможности, чтобы разрабатывать и проводить такую социальную экспертизу. Фактически отработана технология, мы это делали на проектах ТПУ, а сейчас будем пытаться реализовать ее в аспекте реновации совместно с Институтом социологии Академии наук. Там сейчас идет серьезная научная работа под руководством профессора А.В. Тихонова. Вместе с архитекторами, экономистами попробуем провести социальную экспертизу на уровне крупного района столицы.
На эту тему на MIPIM состоялся интересный разговор с руководителем архбюро Андреем Асадовым. Они делали проект реновации и попытались просчитать его не только с технической стороны, но и с социально-экономической. Предложили заложить первые этажи новостроек под ритейл, а вторые – отдать под клубы по интересам, секции, детские кружки. В результате расчетов выяснилось, что если муниципалитет предоставит сниженную ставку аренды, то это будет к тому же экономически целесообразно.

Сблизить социологов с градостроителями
Не праздный вопрос – насколько такой формат станет интересен застройщику?
– Как выясняется, синергия ритейла, жилых и общественных пространств интересна застройщикам. К примеру, Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG, обсуждая новые форматы девелоперских проектов, заметил, что сейчас многие застройщики пытаются привлечь клиента не только дешевизной метра, а именно наполнением, в том числе социальным. При этом проектировщики пытаются заложить в свои проекты возможности для общения людей, общественные пространства. То есть бизнес понимает, что сегодня такой формат – это конкурентное преимущество. В итоге покупатель уже выбирает не просто дешевую квартиру, а район, где ему комфортно жить по всем показателям.
Мы пытаемся сблизить позиции социологов с градостроителями, потому что то, что мы предлагаем, идет от жизни. К примеру, тот же Ричард Флорида с его модной теорией что говорит? Создайте комфортную городскую среду – открытую, толерантную, тогда к вам поедут творческие люди, изобретатели, инноваторы. Он считает, что вокруг этого сейчас и происходит конкуренция. Любой творческий человек может жить в Париже, Нью-Йорке или Петербурге – где угодно, он сам выбирает место. И если вы создаете такое место, где ему приятно, он приедет к вам.
Вот и Москва за последние пять лет преобразилась. Общественные пространства, отремонтированные фасады, фестивали, ярмарки, качели... Люди гуляют нарядные, в шляпках, с зонтиками, это другой ритм, другой темп жизни. Архитектура меняет людей. А люди «голосуют» за новую среду общения ногами, выходя на улицы.

Но для такого диалога, который вы предлагаете, нужна площадка?
– Таких площадок сегодня немало интернете. Портал «Активный гражданин», как я сказал выше, уже доказал, насколько это эффективное средство коммуникации с населением. Добавлю: необходимо создавать и специальные сайты по отдельным социально значимым проектам, и группы в социальных сетях. Это очень удобный, а главное – быстрый формат для обсуждения. И если такой диалог научиться вести конструктивно, то рано или поздно мы к такой практике придем.

Премьера с аншлагом
На MIPIM впервые была представлена газета «Московская перспектива» – специальный выпуск La Perspective de Moscou. Как прошла наша французская премьера? Какие еще издания были на выставке?
– Из российской прессы и было представлено только одно издание – «Московская перспектива». Видел на стендах такие СМИ, как Financial Times, Le Figaro, отраслевые журналы. При этом наша газета вызвала живой интерес у участников. Тем более что в ней на французском языке рассказывалось об уникальных объектах Москвы – парке «Зарядье» и отреставрированных «Лужниках», о самом крупном градостроительном проекте Европы – реновации жилого фонда в столице. На страницах «Московской перспективы» опубликовано интервью с заместителем мэра Москвы Маратом Хуснуллиным. Помещены мнения ведущих архитекторов, московских и зарубежных экспертов. Видел, что многие посетители даже забирали газету с собой, чтобы показать своим друзьям. Так что вас можно поздравить – премьера прошла с аншлагом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Асадов, руководитель Архитектурного бюро Асадова
В проекте реновации Головинского района мы решили создать среду, которая будет актуальна в течение многих десятилетий. Это среда с новым уровнем качества по всем параметрам – архитектурным, социальным, экономическим. Мы считаем, что программа реновации – это шанс создать полноценное пространство для жизни, настоящий «неспальный» район. Мы предлагаем использовать не только первые, но и вторые этажи для размещения нежилых помещений. Город может создать единую управляющую компанию и сдавать часть нежилых площадей по льготной ставке, стимулируя тем самым развитие малого бизнеса.
На вторых этажах можно как раз разместить социальные и общественные объекты, поскольку они будут иметь удобный доступ с уровня двора, расположенного на озелененной крыше парковки. Каждый желающий сможет снять себе помещение под пекарню, кофейню или детскую студию, организовать соседский центр или коворкинг. Это новые рабочие места, новые налоги.
С одной стороны, такой подход позволит стимулировать развитие социальных, культурных и благотворительных инициатив, появление новых видов досуга – соседских сообществ, выставок, образовательных и спортивных проектов. С другой – это снизит загруженность транспортной сети, поскольку жителям станет интереснее проводить время в своем районе.