Вписаться в контекст - Московская перспектива
Вписаться в контекст

Вписаться в контекст

Вписаться в контекст
Вписаться в контекст
Смогут ли архитекторы переосмыслить Москву за время реновации

Проект реновации хрущевок в Москве может быть выдвинут на премию MIPIM Awards 2019, заявил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. Этой весной подведут итоги конкурса архитектурных проектов по освоению пяти стартовых площадок программы реновации – районов Кузьминки, Головинский, Царицыно, Проспект Вернадского, Хорошево-Мневники. Перед проектировщиками стоит грандиозная задача – не переселить людей из одних коробок в другие, а создать современную городскую среду.

Резонный вопрос: разве городской среды не было раньше? Чтобы на него ответить, нужно вспомнить, как строились хрущевки. Задача ставилась простая: обеспечить людей жильем дешево и как можно быстрее. И даже несмотря на это, к планировке кварталов подходили серьезно, организуя зеленые пространства, размещая школы и детские сады в достаточном количестве. А вот требования к комфорту с тех пор сильно изменились. В 1950-е никто не мог предполагать, что в городах появится столь большое количество автомобилей, что они займут все дворы и даже газоны. Никто в мире не предполагал такого роста населения и взрывной урбанизации. Поэтому болезнью панельного строительства «переболели» все крупные города – Амстердам и Берлин, Лондон, Прага и Шанхай. Пришла пора лечиться и Москве.

Конкурсы на комплексы
Еще в прошлом году сформирован список финалистов архитектурно-градострои-тельного конкурса на планировку экспериментальных площадок реновации. Архитектурным бюро пришлось постараться – вписать проекты оптимального освоения территорий в сохраняемую застройку, уложиться в существующие градостроительные нормы и законы, соблюсти новые «реновационные» стандарты.
Задача непростая. Из 132 заявок, поданных на конкурс, отобрали 20 – по 5 на каждый район. Помимо российских компаний участвовали группы специалистов из Японии, Германии, Франции, Великобритании, Малайзии, Испании и других стран.
Проекты уже представили жителям районов на публичных
слушаниях. Теперь жюри предстоит на основе отзывов жителей выбрать лучшие, которые и лягут в основу строительства реновационных кварталов.
«Нам важно понять, на что москвичи обращают внимание, что для них важно в первую очередь. Так что отзывы станут основой для дальнейшей работы», – отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Район в себе
Один из лейтмотивов, объединяющих почти все проекты, – создание самодостаточных образований, уход от спальных районов к полноценным комплексам с жилой и коммерческой недвижимостью. В идеале житель должен быть обеспечен всем необходимым в своем районе – жильем, работой, досугом, городскими пространствами. Одна из причин московских пробок и перегруженности транспорта в часы пик в том, что большинство москвичей вынуждены каждый день из спального района на периферии ехать на работу в центр.
Почти все проекты предусматривают офисные центры в районах реновации. Тротуар, примыкающий к фасадам зданий, на первых этажах размещаются магазины, парикмахерские, кафе. Это удобно для жизни, и это рабочие места, до которых жители могут дойти пешком.
Ходить тоже должно быть приятно и удобно. Никаких надземных и подземных переходов, лестниц. Доступная среда нужна всем – мамам с колясками, велосипедистам, людям с ограниченными возможностями.
Более того, некоторые бюро представили такие общественные пространства, которые могут стать центрами притяжения в масштабах всего города. Например, консорциум I-Renovation предлагает на Карамышевской набережной создать парк с пляжами, местами отдыха и станцией канатной дороги, которая приведет в парки в районе Фили.
ООО «АБ Асадова», ООО «КИМ-Ш», ООО «Илья Мочалов и Партнеры» и Prospecta предложили превратить весь Головинский район в своего рода парк, состоящий не только из домов, но и из сети общественных пространств. Команда из ООО «Архитектурное бюро Тимура Башкаева», ООО «Яуза-проект» предлагает воссоздать Грачевский пруд и сформировать пейзажный парк вдоль реки Лихоборки.

Быть ли уплотнениям
Взгляды на этот вопрос у команд разные. Часть архитекторов считает, что селить новых жителей в районы нельзя – это создаст дополнительную нагрузку на транспорт. Те же проекты, которые предлагают часть застройки сделать коммерческой – то есть квартиры на продажу, – подразумевают большое удобство внутри самого района. В расчете на то, что необходимость пользоваться транспортом будет сведена к минимуму, уезжать станет просто не за чем.
По такому пути пошли многие европейские столицы – Хельсинки, Вена, Амстердам. Жилье строится с тем расчетом, чтобы минимизировать перемещение по городу. Для тех же, кто не захочет или не сможет жить в рамках одного района, предусмотрен городской транспорт нового поколения – скоростные трамваи, мультимодальные ТПУ.
Количество парковочных мест в районах большинство проектов предлагает увеличить. Однако реновация предусматривает создание дворов без машин. В первую очередь это требование безопасности. Отпустить ребенка играть во двор-парк и не бояться, что он попадет под машину, – мечта всех родителей. Впрочем, таков мировой тренд – сокращение количества личных автомобилей в мегаполисах, отказ от спальных районов, оптимизация перемещений по городу и грамотное администрирование общественного транспорта.
Чтобы стать современным мегаполисом – уютным и удобным, – Москве предстоит грандиозная работа, и она уже началась.