Поехали! - Московская перспектива
Поехали!

Поехали!

Поехали!
Поехали!
Звездные проекты рождаются на Земле

12 апреля – День космонавтики. Этот праздник у нас любят. Юрий Гагарин, космическая станция «Салют» – по Москве всюду можно увидеть билборды с открытками, которые напоминают жителям столицы и гостям о 57-й годовщине первого полета человека в космос. А мы в преддверии праздника решили оценить, какие проекты последнего времени можно было бы назвать космическими, независимо от того, непосредственно они касаются звездной сферы или являются «звездными» по своей сути.

В современной Москве самые фантастические на первый взгляд проекты воплощаются в реальность настолько быстро, что москвичам трудно порой в полной мере оценить весь их потенциал и осознать масштабность. За последнее время мы все настолько успели привыкнуть к размаху московского строительства, что уже кажется – как может быть иначе?

На прошлой неделе на своей страничке в Twitter Сергей Собянин написал: «Большое подземное кольцо, о котором знали только понаслышке, как о полуфантастическом, стало реальностью». Месяц назад в столице открылись пять первых станций Большой кольцевой линии (БКЛ) – одной из самых крупных, может быть, даже крупнейшей линии метро в мире. Появилась она из-под земли не только в буквальном, но и в фигуральном смысле – как будто ниоткуда. Нет, конечно, о ее строительстве читали, знали, и все же сам факт открытия прошел практически буднично, без фанфар и фейерверков: пассажиры вошли, сели, поехали. А ведь многие москвичи десятилетиями могли только мечтать о том, чтобы добираться в центр со своей городской окраины вдвое быстрее! Люди теперь каждый день экономят в дороге до получаса времени. Линия сразу стала настолько популярной, что не успели ее ввести, как она уже перевезла более полутора миллионов пассажиров. Разве не фантастика?

Но на этом мартовские открытия не закончились – следом градоначальник запустил три станции Люблинско-Дмитровской линии. Одолели самый сложный участок из всех, за которые метростроители брались в течение семи последних лет. В результате почти 450 тыс. москвичей оказались буквально в нескольких шагах от метро. Прибавьте ввод в строй станции «Ховрино», ставшей грандиозным подарком жителям Замоскворечья, – итого девять за три месяца. Глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин отмечает, что нынешний год войдет в историю метростроения Москвы как рекордный по числу введенных станций. Запланировали 20, а еще четыре «держат в уме» как сверхплановые – если получится, сдадут и их. Такими темпами метро не строили никогда, даже в советское время, когда на него работал весь Союз.

На днях мэр был в РГСУ. Он подробно описал, какой видит Москву в будущем и как в городе строят новые дороги – куда же без них двигаться в будущее? «Задача, которая перед нами стояла, была просто гигантская. Если бы речь шла о небольшом городке – ну подумаешь, одну улицу сделал, одну станцию метро, а нам надо было это делать в масштабе, который является самым большим в мире. Эта программа – самая большая в мире. Другой такой программы за последние десятилетия никто не реализовал. Пример – строительство дорог.

В Москве, в принципе, дороги негде строить. Тем не менее мы строим больше 100 км в год, включая развязки на МКАД, на каких-то пересечениях дорог, хорды, и Северо-восточную, и Северо-западную, и другие магистральные линии», – рассказал градоначальник студентам. А они показали мэру свои проекты: действующий детский технопарк, кластер для занятий адаптивной физкультурой и детский лагерь «Московский Артек». А почему бы и не быть «Московскому Артеку»? Это только кажется фантастикой. Поначалу.

Возьмем другой реально «космический» проект – парк «Зарядье». Уникальный объект, который на 100 процентов будет отвечать градостроительному контексту и в далеком будущем.

Вообще, лично мне очень нравится все то, что происходит с городом сейчас, что облагораживает среду. Начиная от превращения часто однотипной, безликой постройки в уютные пространства с площадками для спорта, отдыха и просто приятного времяпрепровождения. Москва сегодня во многом может посоревноваться с крутыми европейскими городами. У города появились современные, наполненные воздухом пространства. Но при этом остается душа, те милые старинные особнячки, которые реставрируются. Вот и в программе реновации старых пятиэтажек, где, как боялись ревнители старины, будут крушить все направо и налево, из старых построек, в которых нашли исторические признаки, людей переселят в достойное жилье, а сами здания отремонтируют и придадут им музейные и другие функции.
И может быть, пришло время для таких еще недавно фантастических решений, как использование солнечной энергии для подсветки зданий. Или сбора дождевой воды для наполнения собственных водоемов. Да мало ли каких еще фантазий, которые становятся реальностью в такие короткие сроки, что трудно осознать.

ФОТОФАКТ
Замечательный дом! Я его с зимы «пасу» – как-то увидел по дороге, но по снегу снимать и тем более публиковать не стал. Потому что Гагарин полетел в космос весной, а не зимой. День космонавтики – уже традиционный инфоповод, а вот «Юра, мы исправились!» – это свежий политический посыл. И ведь действительно – исправляемся: после десятилетий политкорректного топтания с оглядкой на Запад вновь начинаем делать все по-своему, и себе, во-первых, на пользу. И символы этой пользы – на ставшей плакатом стене московской пятиэтажки: Олимпиада в Сочи, новые технологии, освоение шельфа и главное – Крым и Крымский мост! Я остановился – прямо под запрещающим знаком – и снимаю. За мной еще одна машина встала, парень со смартфоном вышел, нажал пару раз на кнопочку – и, гляжу, сразу в Сеть выкладывает.

Подумалось: а ведь пятиэтажку эту скоро снесут – реновация… Но ведь реновация – тоже победа, исправление качества жизни. И здорово будет, если на новом 22-этажном, к примеру, доме плакат «Юра, мы исправились!» появится вновь – во всю стену. И Гагарин тогда еще выше взлетит.
И мы вместе с ним.

Андрей Гореловский

Теги: #Город