20 лет преодолений и побед

20 лет преодолений и побед

20 лет преодолений и побед
20 лет преодолений и побед
Уходящий год стал юбилейным для МСУ-1 – крупного столичного генподрядчика

Успешных участников строительного рынка столицы условно можно разделить на тех, кто с самого начала был движим высокими амбициями, и тех, кто готов был развиваться по принципу «от простого к сложному», от привычного к новому. Компанию «МСУ-1», по всей видимости, можно отнести ко второму типу. Тем не менее поступательное развитие было активным. А последние годы стали триумфальными, если вспомнить о таком глобальном и масштабном для Москвы и даже России проекте, как реконструкция павильона «Космос» на ВДНХ.

Рассказать про этапы большого пути и поделиться планами компании корреспонденты «МП» попросили президента МСУ-1 Илью Зюбина.

Илья Владимирович, какими вам виделись задачи компании, когда она создавалась 20 лет назад?

– Двадцать лет назад, в момент создания компании, ставилась скромная задача – работать на проектах инженерных коммуникаций. Тогда рынок испытывал нехватку таких компаний. Наша деятельность должна была быть связана с выполнением заказов «Главмосстроя», частью которого мы сначала являлись, и, как мы предполагали, заказами города. Ни расширения, ни динамичного развития мы не планировали. Позже, уже имея опыт капитального строительства, МСУ-1 стало развиваться как генподрядчик широкого спектра деятельности – строить жилье, социальные, дорожные объекты, заниматься экологией и энергетикой. В этом нас направлял и помогал председатель совета директоров Александр Иванович Воронин, человек очень опытный и знающий. Расширение сфер деятельности всегда было его идеей. Освоив новое направление, мы прибавляли к объемам выполненных работ 15–20%. Рывком вперед становился для нас и каждый кризис, потому что число профессиональных компаний на рынке снижалось. Вот и сейчас профессиональных генподрядчиков осталось совсем немного.

В целом я не предполагал, что мы можем выйти на сегодняшние объемы. Хотя рынок 20-летней давности сложно сравнивать с нынешним, его структура была другой.

Вы оказались довольно гибкими в отношении освоения новых направлений. Ваша компания как-то легко включалась в них и решала поставленные задачи.

– Каждый раз это было очень нелегко. Первый объект всегда был объектом потерь. Например, первая дорога оказалась очень сложной и в технологическом, и финансовом планах. Нам не до конца были понятны производственные вопросы, да и другие тоже. Зато второй проект всегда шел легче. Уже было понимание, на чем надо мобилизоваться, как работает фактор сезонности, в чем заключаются риски.

За эти 20 лет в строительстве существенно менялись технологии. Как вам удается успевать за ними?

– Вот сейчас перед нами стоит новая задача – с ГК «ФСК» мы будем заниматься застройкой участка на улице Шеногина, относящегося к территории завода ДСК-1. Это будет комплекс зданий разной функциональности и высотности, включая и 140-метровое.

Другое важное сейчас направление связано с BIM-проектированием. Многие проекты выполняются в BIM, заказчики проявляют к этому большой интерес. Вообще, самое главное технологическое изменение в строительстве связано именно с цифровизацией. То, что было на бумаге, перешло в цифру. 20 лет назад ничего подобного не существовало.

 Что для этого потребовалось?

– Мы увеличили штат IT примерно в три раза.  Чтобы перейти на цифру, важно же не просто запустить программы. Важно перевести все базовые бизнес-процессы в логическую структуру: проанализировать, структурировать и автоматизировать все необходимые справочники. Если исходные данные в бумажном и электронном классификаторах не совпадают, то программа не сможет выдать корректный результат. А у нас 40 тыс. наименований продукции, которые используются и нами, и поставщиками.

Сейчас мы находимся в процессе решения множества задач, выстраиваем логическую основу бизнес-процессов, связанную с финансово-экономическим блоком, обменом данными между отделами, постепенно переходя к производственным процессам. Что-то делаем в пилотном режиме.

Меняется многое. Технологии наблюдения, контроля – в первую очередь.  Ходить по стройке уже не нужно, всю информацию можно получить с помощью квадрокоптеров. Еженедельное совещание я провожу, имея съемку объекта с разных точек.

Используем BIM-сканер, который в состоянии зафиксировать объект внутри. По этим данным можно сверить объем, качество и сроки исполнения работ по разработанному проекту. Сейчас мы это делаем в пилотном режиме. Хотя множество вопросов остаются открытыми. Например, сможет ли сканер функционировать в 30-градусные морозы – для нас это важно. Или вопрос квалифицированных кадров, ведь для внедрения BIM-технологии нужны соответствующие BIM-менеджеры. 

В последнее время широко используем технологию электронного документооборота.  Переписка, графики, акты, подписание договоров – все производится в цифровом формате с применением ЭЦП. А для этого тоже нужно было решить, как все это «грузится», как защищается от вирусов и пр. Мы создали отдел, который занимается информационной безопасностью, и конечно, обучали персонал.

Постепенно новые форматы приходят из кабинетов на стройку. И это не только 3D-сканеры и квадрокоптеры. Сегодня все поступающие на стройку машины с арматурой, бетоном, сыпучими материалами фиксирует не человек с карандашом и бумагой, а аппаратура, она же и отправляет полученные данные в офис. Показал свою эффективность и цифровой контроль по расходованию топлива. Затраты снизились на 30%. Когда мы установили цифровые датчики, примерно 70% водителей уволились...

Сейчас совместно с департаментом строительства города на объектах реновации проводим эксперимент по учету рабочего времени. Рабочим будут выдавать специальные датчики, которые станут фиксировать все перемещения по объекту, уход и приход на работу. Это особенно эффективно на линейных со-
оружениях. Специальные электронные рамки уже позволяют определять наличие алкоголя в крови, мы сегодня в пилотном режиме уже тестируем эту технологию.

Над какими проектами вы работаете сейчас? Как растут ваши объемы? С какими направлениями это связано?

– В штате МСУ-1 сейчас работает почти 10 тыс. человек. Это и рабочие, и ИТР.
К каждому году мы добавляем примерно 15–20% выполненных объемов. Сейчас основной наш акционер – это ГК «ФСК». С входящим в ГК Первым домостроительным комбинатом мы работаем как генподрядчики, выполняя все проекты по инженерии, благоустройству, нулевому циклу.

Почти на всех площадках реновации мы также выполняем функции генподряда. Хотя на некоторых работаем как управляющая компания, выполняем проект и полностью реализуем его. Один из крупных наших объектов – Дом правительства Московской области. Когда он будет построен, туда переедут и министры, и областная Дума. Объект будет высокотехнологичным. В начале декабря мы подписали контракт на реконструкцию здания РАНХиГС на проспекте Вернадского. Проект будет связан и с реконструкцией, и с новым строительством. В Романовом переулке занимаемся реконструкцией Кремлевской больницы. Работа требуется очень кропотливая, так как часть объекта находится в бывшем особняке. Необходимо сохранить и воссоздать все ценные исторические его элементы и приспособить их под современные медицинские функции.

Но самый нестандартный для нас сейчас   объект – это памятник Cоветскому солдату, который в честь 75-летия Победы создаем подо Ржевом. Работаем по заказу Минкультуры РФ, Русского военно-исторического общества и Музея Победы. Открытие состоится в мае 2020 года с участием глав союзных государств. Сейчас идет монтаж скульптуры высотой 35 метров. Кроме этого сооружаем подпорные стенки, занимаемся благоустройством территории, прокладкой инженерных коммуникаций. Подпорные стенки будут отделаны шведским материалом картен – очень прочным и долговечным. На нем будут высечены около 80 тыс. фамилий участников тех событий. Отдельно строится демонстрационный павильон со стеклянным полом, под стеклом будет размещено то, что обнаружили в этих местах поисковики. Когда мы работали на этой территории, то тоже многое нашли. Весь мемориальный комплекс будет обеспечен подсветкой и специальной акустикой.

Идея заключается в том, чтобы создать памятник обычному солдату. Такого в России пока нет. Я сам курирую этот проект, и он не прост: работаем в чистом поле, грунт там болотистый. Кроме того, от нас потребовалось изготовить художественные детали – металлические листы с профилями солдат. Памятники мы никогда не возводили и оцениваем этот проект как особую, очень почетную для себя миссию.

Теги: #