2023 - год прорывов для подземки

2023 - год прорывов для подземки

2023 - год прорывов для подземки
2023 - год прорывов для подземки
Программа развития транспортной инфраструктуры Москвы по своим объемам и темпам строительства не имеет аналогов во всем мире. В этом году состоялось историческое событие – полностью запущена Большая кольцевая линия метро, открыто еще пять новых станций на других ветках – Солнцевской и Люблинско-Дмитровской.

Сегодня кажется, что Большая кольцевая линия метро существовала всегда – настолько органично «вписан» ее контур в срединную часть города. Но полный запуск БКЛ состоялся 1 марта этого года открытием последних девяти станций – это «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская», «Варшавская», «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники». 

Над созданием кольца ежедневно трудились десятки тысяч человек: было задействовано более 200 крупных подрядчиков и свыше 700 поставщиков оборудования. Проходку тоннелей вели 33 щита, из них четыре десятиметровых гиганта. «Мы 20 раз пересекали линии метрополитена, делали интеграцию с ними, 18 раз пересекали действующие направления железной дороги, семь раз проходили под крупными водными преградами – включая Москву-реку, Яузу, канал имени Москвы», – отмечал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. Самая большая кольцевая линия метро в мире протяженностью более 70 километров включает 31 станцию. 

С ее запуском улучшилось транспортное обслуживание 15 миллионов жителей столицы и Подмосковья. Для 900 тысяч человек экономия времени на ежедневных поездках по городу составила 77%. Например, аспирантка МГУ Кира Санина рассказывает, что снимает квартиру рядом с «Каширской». Раньше девушка тратила больше часа, чтобы добраться до главного корпуса университета. Сейчас в метро на это уходит 24 минуты. «Конечно, можно арендовать квартиру и рядом с универом. Но недвижимость тут дорогая. Район «Каширской» мне нравится и по деньгам подходит. Единственное «но» было – дорога. А когда ввели БКЛ, и эта проблема отпала. Так что я просто счастлива».

Не только удобство отличает БКЛ. Не был забыт проектировщиками и строителями еще один важный момент. Московское метро уже давно стало хорошо узнаваемым брендом во всем мире. И если построенные в 70–80-е годы прошлого века станции были, скорее, типовыми, то новая линия возродила прежние традиции яркого архитектурно-художественного решения. Каждая станция БКЛ имеет свой неповторимый образ. Впервые в метро использовали кварцевый агломерат, стеклофибробетон, триплекс и цифровую печать по бетону. На Большом кольце есть станции с открытыми тюбингами, такие как «Савеловская» или новая «Марьина Роща», оформление которой связали со старинной дворянской усадьбой. «Марьину Рощу» строили на глубине более 70 метров. Чтобы попасть на платформу, пассажиры должны проехать три (!) минуты на эскалаторе. Его протяженность составляет 130 метров – это рекорд для Московского метрополитена.

Главным декоративным элементом станции «Нагатинский Затон», расположенной в пойме Москвы-реки, стали крупные реалистичные изображения рыб, выполненные из натурального камня и смальты в технике мозаичного панно. Это микс римской и флорентийской мозаичной техники.

МЕТРО ВО ВНУКОВО
Еще одним подарком для горожан от метростроителей стало открытие в 2023 году новых станций Солнцевской линии. Впервые в России метро пришло в аэропорт! Благодаря «Пыхтино» и «Аэропорту Внуково» центр города стал ближе для 500 тысяч москвичей и миллионов авиапассажиров. Время в пути из аэропорта в центр столицы сократилось почти в два раза.
Антон Уральцев живет на Мичуринском проспекте. «Я страстный путешественник, люблю открывать новые страны и города. Новость о том, что во Внуково тянут метро, принял с большим энтузиазмом. Это невероятно удобно! Теперь стараюсь найти билеты с вылетом именно из этого аэропорта. Ведь чтобы туда добраться, мне нужно не более получаса. Представляете, какая роскошь!»

Отдельного внимания заслуживает оформление новых станций. Оно связано с темой авиации. На «Пыхтино» сконструирован «световой колодец», в котором разместили макет легендарного Ту-144. Он максимально приближен к облику настоящего самолета. 180-килограммовую «тушку» с размахом крыльев три метра собирали на станции по частям несколько недель.
Дизайн станции «Аэропорт Внуково» посвящен работе конструкторского бюро Андрея Николаевича Туполева. Платформенные стены украшают десятки самолетов, а у эскалаторов находятся портреты выдающихся авиаконструкторов – Андрея Туполева и его сына Алексея.

САМЫЕ СЕВЕРНЫЕ СТАНЦИИ
На участке Люблинско-Дмитровской линии метро в сентябре запустили новые станции – «Физтех», «Лианозово» и «Яхромскую», которые значительно улучшили транспортное обслуживание густонаселенных столичных районов: Дмитровского, Восточного Дегунино, Бескудниковского и Лианозово, а также поселка Северный. Появлению новой станции «Физтех» обрадовались преподаватели и студенты Московского физико-технического института. Кстати, ученики Физтеха ждали эту станцию еще с 90-х годов. «Есть такая физтеховская легенда, – рассказывает студент экономического факультета Степан. – Однажды в качестве первоапрельской шутки наши кавээнщики нарисовали мифическую станцию на схемах московского метро. И люди этому поверили! Новость даже распространили городские газеты. Здорово, что мечты сбываются, даже через много лет. А еще «наша» станция невероятно красивая». Художественное оформление включает элементы, символизирующие «храм науки». Облицовка путевых стен напоминает электромагнитные волны, а конусообразные светильники на платформе выполнены в виде факелов.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Московский метрополитен находится в постоянном развитии. В перспективе в столице планируется построить еще 39 новых станций. Продлится и Сокольническая линия – от «Коммунарки» до станции «Потапово». А на исторической Кольцевой линии впервые за 70 лет появится новая станция – «Суворовская», с которой можно будет сделать пересадку на «Достоевскую» Люблинско-Дмитровской линии.