«И все успел, и многое хочу сделать»

«И все успел, и многое хочу сделать»

«И все успел, и многое хочу сделать»
«И все успел, и многое хочу сделать»
Варткез Арцруни о судьбоносных объектах

Варткез Багратович, вы согласились принять участие в этом праздничном выпуске, значит, с уважением относитесь к датам?
– Я чту даты. Это «зарубки» истории – мировой, отечественной, семейной, личной. Отмечать значимые корпоративные события – общая практика делового мира. В 1990-х, например, я в Израиле возглавлял делегацию строительного комплекса Москвы на праздновании 50-летия местного союза подрядчиков. Представительский уровень был высокий, я оказался за столом с легендарным Шимоном Пересом.
Так что 30-летие инвестиционно-строительного комплекса Москвы, что ни говори, событие!

Будучи заместителем председателя Мосстройкомитета, вы, по мнению В.И. Ресина, внесли вклад в становление и развитие инвестиционного процесса, привлечение финансирования из внебюджетных, в том числе иностранных, источников. Расскажите хотя бы немного о работе на данном направлении.
– Вернувшись в Москву из Армении, где как заместитель главы правительства Армянской ССР ликвидировал последствия разрушительных землетрясений, я в должности заместителя председателя Мосстройкомитета фактически руководил Главмосстроем, но возглавить его отказался, а создал объединение «Мосинтерстрой» для строительства технопарка в районе ВДНХ. Проект не удалось реализовать, так как потенциальные инвесторы – итальянцы – не смогли организовать финансирование объекта в объеме 1,5 млрд долларов.
Два раза слетал за океан, в Америку, проехался по многим штатам, однажды в компании с замминистра жилищно-коммунального хозяйства США познакомился с руководителями крупных предприятий, хотел учредить совместные предприятия. Но потом мне шепнули о негласной установке ЦРУ – «никаких перспективных идей с гостями из России не обсуждать, ничего с ними не создавать, денег в кредит не давать».

То есть иностранные инвесторы не спешили в Москву?
– Да, вкладываться никто не хотел. Удалось привлечь итальянских партнеров из компании IL Salvagente, которую возглавляли коммунисты, симпатизировавшие СССР, помогавшие нашей стране. Совместно с ними мы построили «Моситалмед» на Арбате – первую в Москве многофункциональную поликлинику. Многие бизнесмены вкладывали тогда деньги в казино и рестораны, но я понимал: страна, перешедшая на рыночные рельсы, обязательно освоит коммерческую медицину. И не ошибся. В последние годы медцентр входит в число лидеров России, и холдинг «Артсинвест», которым я теперь руковожу, активно развивает «Моситалмед»: работают «Моситалмед-стоматология», клиники «Женское здоровье» и «Мужское здоровье», планируется еще и «Детское здоровье».
Со словом «первый» известен в Москве также другой объект «Мосинтерстроя» – торгово-деловой комплекс «Галерея Актер» на Тверской улице. Развалины сгоревшего Дома ВТО несколько лет стояли немым укором властям. Мы организовали инвестирование и привлекли производственный потенциал турецкой строительной компании «Алярко». В итоге бригады треста «Мосстрой-6» Главмосстроя, трудившиеся на объекте, научились работать с монолитным бетоном, а город получил первую торговую галерею нового формата.

А теперь о «Молитве в камне». Ведь это не просто главное для вас дело в тридцатилетии, о котором мы говорим. Это, наверное, главное дело всей жизни строителя Арцруни, ведь так?
– Действительно, великолепное сооружение! С легкой руки «Московской перспективы» этот образ – «молитва в камне» – единодушно принят всеми, кто хоть раз посетил крупнейший храмовый комплекс Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви на углу улицы Трифоновской и Олимпийского проспекта. По воле Божьей я курировал этот объект.

В своей книге воспоминаний «ДОМ, который построил Варткез Арцруни», вы пишете: «Кажется, все успел сделать». И далее – вновь о делах и планах…
– Не ищите здесь притиворечие. И все успел, и еще многое хочу сделать. Вот и стройкомплекс московский: вроде бы уже все построил, а сколько работы впереди!