Деньги на пассажиров
Через шесть лет у москвичей, которые привыкли пользоваться общественным транспортом, появится 88 часов свободного времени в год благодаря тому, что скорость движения возрастет, а время в пути сократится. Это одна из целей новой редакции госпрограммы «Развитие транспортной системы на 2012–2016 годы», продленной на недавнем заседании городского правительства до 2020 года. К этому времени общественный транспорт будет перевозить 18 млн человек в сутки – это больше, чем население Нидерландов.
Представляя актуализированную программу, Сергей Собянин напомнил, что первым документом нового правительства Москвы в 2011 году стала разработка именно транспортной стратегии столицы. За два с небольшим года в городе построено 20 км метро, реконструировано и построено заново 200 км автомобильных дорог, практически полностью обновлен подвижной состав общественного транспорта, наводится порядок на парковках. В результате появились первые признаки улучшения ситуации. «И все-таки мы находимся лишь в начале пути, – отметил мэр. – Впереди еще очень большая работа: предстоит построить 130 км метро, реконструировать и возвести 400 км автодорог, пустить движение по Малому кольцу Московской железной дороги».
До 2020 года на развитие транспортной системы столицы будет потрачено 4,4 трлн рублей. Из бюджета Москвы в течение 2012–2020 годов будет выделено 2,9 трлн, из федерального – 178,3 млрд, 1,4 трлн составят средства инвесторов. К 2020 году, в частности, планируется построить 153,7 км линий метро – 72 новые станции. В обновленном метро появится более трех тысяч новых вагонов, что обеспечит почти 70 процентов обновления подвижного состава.
«К 2020 году 71 процент москвичей будет пользоваться городским транспортом. По нашим расчетам, к 2020 году на городском транспорте будет перевозиться до 18 млн пассажиров в сутки. Это больше, чем численность населения целой страны, например, Нидерландов», – подчеркнул заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
В ближайшие годы в Москве и области должно появиться 240 км новых главных железнодорожных путей. Реконструкция уже проведена на девяти вокзалах и будет сделана на 32 пассажирских станциях. Один из важнейших проектов – строительство Малого кольца МЖД. Пассажиропоток на Московской кольцевой составит 300 млн пассажиров в год.
Среди других важных поддерживающих программ – строительство транспортно-пересадочных узлов возле станций метро с крупным пассажиропотоком. К 2020 году в Москве будет около 270 транспортно-пересадочных узлов. Еще одно из приоритетных направлений последнего времени – велодвижение. К 2020 году в Москве будет около 300 км велосипедных дорожек и более 18 тысяч велопарковок.
Пока же около 20% москвичей тратят на дорогу больше трех часов в день. «В современном мегаполисе пассажиры всегда должны быть на первом месте», – отметил Максим Ликсутов. По расчетам чиновников, к 2020 году в утренний час пик от МКАД до центра города можно будет доехать на городском транспорте на 12 минут быстрее, чем сейчас.
По словам господина Ликсутова, это сэкономит москвичам 88 часов жизни в год.
«Параллельно город должен решать задачу по созданию комфортных условий для использования личного автомобиля», – добавил глава ведомства. Комплекс мер позволит на 10 минут сократить также время поездки на личном транспорте. При этом власти надеются, что ездить на работу москвичи начнут на метро, а не на собственном автомобиле. Чтобы стимулировать горожан использовать городской транспорт для ежедневных поездок, нужно выполнить три важных условия: транспорт должен быть удобным, доступным, быстрым. Кроме того, пассажирам необходимо заранее знать, сколько времени займет дорога, поэтому городской транспорт должен быть максимально предсказуемым. Наконец, пересесть на автобус или трамвай автомобилистов заставляет увеличивающаяся стоимость парковки в центре города.
Чтобы решить проблему комфорта общественного транспорта, автобусы и троллейбусы сегодня оборудуют кондиционерами. В ближайшем будущем все машины станут низкопольными, что важно для маломобильных граждан. К 2020 году доля подвижного состава наземного городского транспорта, который можно будет использовать маломобильным группам населения, возрастет на 38% и охватит эту категорию населения почти стопроцентно.
В прошлом месяце москвичам был представлен трамвай нового поколения, самый современный образец этого вида транспорта во всей Европе. Глава транспортного ведомства отметил, что планируется увеличить вместимость общественного транспорта на 11 млн пассажирских мест в сутки. Это почти на 30% больше, чем сегодня.
Чтобы увеличить скорость движения, как известно, выделяются полосы наземного транспорта – уже введено 44 км выделенных полос. По словам господина Ликсутова, это позволило увеличить скорость в среднем на 15%. Сокращаются интервалы в метро и на наземном транспорте.
Специалисты департамента разрабатывают новую маршрутную сеть и оптимизируют расписание движения всех видов транспорта. В метрополитене введен продленный режим часа пик, когда поезда следуют с минимальными интервалами. Увеличивается количество дополнительных пассажирских мест. Сейчас активно строятся новые трамвайные линии, конструируются старые трамвайные маршруты. Уже реконструировано 17 км трамвайных путей.
Увеличению скорости также способствует внедрение интеллектуальной транспортной системы. Объекты ИТС помогают контролировать ситуацию на самых разных участках московских дорог. К 2020 году среднее время поездки на городском транспорте будет меньше часа.
Господин Ликсутов утверждает, что за последнее время движение на дорогах Москвы, особенно в центральной части, стало свободнее благодаря реализации проекта платного парковочного пространства. Средняя скорость движения транспорта в зоне платной парковки увеличилась на 9%, нагрузка на дорожную сеть в этих местах сократилась почти на 25%.
По поручению мэра в Москве заработали восемь ночных маршрутов наземного транспорта. Сейчас в департаменте проводят опрос по программе «Активный гражданин», чтобы предложить дополнительные маршруты наземного транспорта в ночное время.
Прямая речь
Михаил Блинкин,
директор института транспорта Высшей школы экономики:
– Если элегантная дама сможет выйти из вагона метро такой же наглаженной, какой она вошла в него, то убедить москвичей пользоваться подземкой большого труда не составит. Ведь этот путь прошли уже многие мегаполисы мира. Например, города США одолели его 80 лет назад, оставив автомобиль для поездки лишь за покупками и для развлечений, но никак не на работу, Париж и Лондон – 50 лет назад. Но надо реально понимать, что счастливым автомобильным городом, наподобие Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, Москва не будет никогда. Предложенная программа вполне реальна. Правда, москвичам придется скушать еще одну невкусную конфетку – платный въезд в центр города.